Язык

***

 Ты прогневал Бога языком и злословием, которым оскорбил многих? Языком и умилостивляй Его, воссылая чистые молитвы, благословляя порицающих, восхваляя злословящих, благодаря наносящих обиды.

 ***

 Большая сеть — необузданность языка; ей нужна и великая узда.

 ***

 Никакой другой член так не пригоден ему <бесу> для обольщения и погибели нашей, как невоздержный язык и необузданные уста.

 ***

 ...Он <язык> — меч, лежащий посредине; изощряй же его для обличения своих грехов, а не для нанесения удара брату.

 ***

 Удерживай его <язык>... если же он не удерживается, то смиряй его зубами, предавая плоть его им, как бы палачам, и кусая его, — потому что лучше ему ныне быть искусанным за грехи, нежели тогда жаждать капли воды и, иссыхая в огне, не получать облегчения.

 ***

 Для того Бог и оградил его <язык> двойною стеною, рядом зубов и оградою губ, чтобы он не произносил непристойных слов скоро и неосмотрительно.

 ***

 ...Уста Бог дал тебе не для того, чтобы ты производил терние, но чтобы бросал полезные семена, чтобы распространял через них не тщеславие и коварство, но смиренномудрие, благословение и любовь.

 ***

 Будем же постоянно хранить свои уста, приставив разум, как запор, не с тем, чтобы они были заключены постоянно, но чтобы открывались в надлежащее время.

 ***

 ...Не будет пользы от языка и уст, если разум не будет приставлен открывать и закрывать их с точностию и великою осмотрительностию, и знать, что нужно произносить и что держать внутри.

 ***

 Если ты научишься не говорить ничего лишнего, но постоянно ограждать и мысль, и уста свои беседою из Божественных Писаний, то хранение твое будет крепче адаманта.

 ***

 Есть много путей погибели через уста, например, когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится, как фарисей, который, не имея ограждения при устах своих, в немногих словах излил все, что находилось у него внутри, и потому, как дом без двери, не имея возможности удержать находившегося в нем сокровища, вдруг сделался бедным.

 ***

 Язык есть меч изощренный; но им мы не станем ранить других, а будем вырезывать собственные гнилые язвы.

 ***

 Язык есть царский конь. Если ты наложишь на него узду и научишь его ходить прямо, то царь спокойно будет сидеть на нем, если же пустишь его бежать и скакать без узды, то на нем будет ездить диавол и бесы.

 ***

 Если хочешь изощрить язык свой, изощряй его против грехов своих; говори не о том, какое зло причинил тебе другой, но какое ты сам себе нанес; оно-то и есть величайшее зло.

 ***

 ...Что может быть приятнее уст, не знающих обиды, а ревнующих о благословении? Если же ты не можешь благословлять проклинающего, по крайней мере, молчи, и поступай так до тех пор, пока при должном старании и постепенных успехах не достигнешь этого и не приобретешь уста, о которых мы сказали.

 ***

 Не так бы блистали уста твои, если бы они были из золота и драгоценных камней, как блистают они, будучи украшены скромностию.

 ***

 ...Язык твой будет подобен языку Христову, и уста твои будут как уста Отца, и когда ты соделаешься храмом Духа Святаго, то какая честь может сравняться с этою?

 ***

 ...Язык наш подражает языку Христову, если прилагает надлежащее старание о том, чтобы произносить угодное Ему.

 ***

 ...Вот что дерзко: иметь уста, подобные диавольским, и обладать языком, подобным языку злого духа, особенно тому, кто участвует в столь высоких Таинствах и приобщается самой Плоти Господней.

 ***

 Научи свою душу образовать тебе уста, подобные устам Христовым. Она может сделать это, если только захочет; ей известно это искусство, если только она не беспечна... Нужны только добродетель, скромность и смирение.

 ***

 ...Ты не имеешь власти над демонами; когда будешь иметь уста, подобные устам Христовым, то будешь иметь власть над огнем геенским. Будешь иметь власть над бездною огненною... и с дерзновением взойдешь на небеса и получишь Царствие...

 ***

 Не столько приятны для Господа уста пророков, сколько уста людей кротких и смиренных.

 ***

 Будем же иметь язык, изрекающий доброе, чтобы снискать любовь и благорасположенность.

 ***

 ...Благоустроим наш язык и воздержим его от всякого злословия, чтобы, очистившись от грехов, мы могли приобрести благоволение свыше и сподобиться человеколюбия Божия...

 ***

 ...Будем иметь благоречивый язык, чтобы, соблюдая себя чистыми от всякой укоризны, мы могли безопасно провести настоящую жизнь и сподобиться благ, обетованных любящим Бога...

 ***

 ...Хотя мы имеем уста и язык, эти органы слова, непозволительно пользоваться свободою речи, пока мы раболепствуем греху, наиболее жестокому из всех варваров.

 ***

 Язык — причина всех зол или, лучше, не язык, а те, которые худо им пользуются. Отсюда обиды, злословия, хулы, страсть к удовольствиям, убийства, любодеяние, воровство, все рождается отсюда.

 ***

 Для того ты имеешь разум, для того — язык и уста, чтобы исправлять ближнего.

 ***

 Бог не для того нам дал его <язык>, чтобы мы злословили, чтобы поносили, чтобы клеветали друг на друга, но чтобы прославляли Бога, чтобы говорили то, что благодать внушает слушателю, что служит к назиданию, к пользе.

 ***

 Язык дан для того, чтобы ты песнословил и восхвалял Создателя, но, если ты недостаточно наблюдаешь за собой, он становится для тебя причиной богохульства и сквернословия.

 ***

 ...Злые болтают языком, не сознавая значения своих слов, а мудрые связывают уста сознанием.

 ***

 Язык — царский конь. Если вложишь в него удила и выучишь ходить ровно, то доверится ему и сядет царь. А если оставишь необузданным (и позволишь) нестись и скакать, то будет колесницей диавола и демонов.