Экклесиология – учение о Церкви

Экклесиология– раздел Догматического богословия, занимающийся уяснением мистического смысла и спасительного предназначения Церкви Христовой

 

***

 ...Тело (Церкви) подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша; скорее ее повреждается и медленнее выздоравливает.

 ***

 Не то одно удивительно, что Он <Господь> во всей вселенной устроил Свою Церковь, но и то, что сделал ее непреодолимою, и неопреодолимою тогда, как она испытывает столько враждебных нападений.

 ***

 Никто не мог бы построить даже одну стену из камня и извести, подвергаясь гонению и встречая препятствия; а они <апостолы> устроили столько церквей по всей вселенной, подвергаясь ранам, узам, гонениям, ссылкам, отнятию имений, бичеваниям, задушению, сожжению, потоплению вместе с учениками, и устроили не из камней, но из душ и волей человеческих, что гораздо труднее построения из камней. Не все равно, построить ли стену или душу, столько времени бывшую во власти демонов, расположить к покаянию и от безумного неистовства обратить к целомудрию.

 ***

 ...Твердость ее <Церкви> зависит не от мира с царями, но от силы Божией.

 ***

 Как ковчег спасал среди моря бывших внутри его, так и Церковь спасает всех блуждающих; но ковчег только спасал, а Церковь делает нечто большее, например, ковчег принял в себя бессловесных, — и спас их бессловесными; Церковь приняла неразумных людей и не только спасает их, но и преобразует; ковчег принял ворона и выпустил ворона; Церковь принимает ворона, а выпускает его голубем; принимает волка, а выпускает его овцой.

 ***

 Церковь — не зрелище, чтобы в ней слушать нам для одного удовольствия; из нее выходить должно с назиданием, с каким-нибудь важным приобретением... Напрасно и попусту приходим сюда, если только на время получив наставление, выйдем без всякой от него пользы.

 ***

 ...В Церкви нет раба и свободного; но рабом Писание признает того, кто предан греху, ибо теорий грех — говорит оно — раб есть греха (Ин. 8, 34), — и того признает свободным, кто освобожден Божественною благодатию.

 ***

 Вне Церкви стоит диавол; он не смеет войти в эту священную ограду, потому что где стадо Христово, там волк не показывается, но, боясь Пастыря, стоит вне.

 ***

 Ты имеешь Церковь, приносящую жертвы, молитвы отцов, помощь Святаго Духа, службы в память мучеников, сонм святых и многое такое, что может воззвать тебя от греха к праведности...

 ***

 ...Если грешен, не оставляй Церкви; и если праведен, также не оставляй ее, чтобы, имея всегда в памяти своей ведение Писаний, ты оставался праведным, помня о Царстве Небесном и тех благах, которые уготовал Бог любящим Его...

 ***

 Здесь <в Церкви> нет никаких волнений, нет никакого смятения, но благословение, молитвы, духовное собеседование, преселение на небо; отсюда вышел бы ты, получив залог Царства Небесного.

 ***

 Быв часто разрушаема за имя Христово, она <Церковь> опять была восстановляема силою Христовою, потому что не апостольские только руки основали ее, но и изречение Владыки апостолов оградило ее новым и необыкновенным способом ограждения.

 ***

 Пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю, Он <Христос> не уничтожил волнения, но избавил ее среди волнения, не утишил море, но обезопасил корабль, так как везде восставали народы, подобно яростным волнам, и злые духи нападали на нее, как буйные ветры, и со всех сторон поднималась буря, Он доставлял Церкви великую тишину...

 ***

 ...Непрестанные гонения не только не потопили Церкви, но сами сокрушились о Церковь.

 ***

 ...Достоинство Церкви поддерживается тем, когда составляющие ее соблюдают между собою связь (какая должна быть между членами) тела...

 ***

 ...Церковь, не связанная крепкими и нерасторжимыми узами любви, испытывает множество войн, усиливает гнев Божий и подает повод ко многим искушениям.

 ***

 ...Церковное училище есть дивная лечебница, лечебница не для тел, но для души. Она духовна и исцеляет не раны телесные, но грехи душевные, а для этих ран, грехов, врачевство — слово.

 ***

 Церковью я называю не только место, но и нравы, не стены Церкви, но законы Церкви. Когда ты ищешь убежища в Церкви, то ищи его не в стенах, но в расположении души, потому что Церковь — не стена и кровля, но — вера и жизнь.

 ***

 Таково величие Церкви: когда нападают на нее, она побеждает; когда злоумышляют против нее, она преодолевает; притесняемая, она прославляется; получает раны — и не изнемогает, среди ярости волн не утопает, в порывах бури не терпит кораблекрушения, в борьбе неодолима, в сражении непобедима.

 ***

 Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда — Церковь, твое спасение — Церковь, твое убежище — Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет...

 ***

 Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (ср.: Мф. 24, 35). И весьма справедливо, потому что для Бога Церковь вожделеннее неба. Небесного тела не принял Он, а плоть Церкви принял. Небо для Церкви, а не Церковь для неба.

 ***

 ...Разве Церковь — в стенах? Церковь — во множестве верующих. Вот сколько твердых столпов, не железом связанных, но скрепленных верою!

 ***

 Нет ничего сильнее Церкви Христовой. Кто с ней захочет бороться, тот неизбежно погубит свои силы: это все равно что ополчиться войной против неба.

 ***

 Когда ты воюешь с человеком, ты можешь победить или быть побежденным, а Церковь победить никакая сила не может. Церковь — Божия, а Бог всего сильнее.

 ***

 Церковь превзошла своим блеском блеск солнца, а ее гонители объяты вечным мраком.

 ***

 По Слову Божиему Церковь непоколебима: врата ада не одолеют ей (Мф. 16, 18). Кто нападает на нее, тот губит самого себя, а Церковь является сильнейшею; кто нападает на нее, тот разрушает собственные силы.

 ***

 ...Благодать Духа возделывает Церковь, поэтому последняя неразрушима.

 ***

 ...Для Бога весьма вожделенна Церковь, не стенами охраняемая, но ограждаемая верою. Ради этой Церкви утверждено небо, излилось море, распростерт воздух, основана земля, насажден рай, дан закон, посылались пророки, совершались чудеса, разделялось и соединялось море... падала манна и внезапно приготовлялась трапеза...

 ***

 Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачевства, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда.

 ***

 Входя в церковь, никто не вноси сюда с собою житейских забот, чтобы возвратиться отсюда домой с достойною за труды наградою.

 ***

 Церковь Божия есть духовное торжище и вместе врачебница душ: следовательно, мы должны, подобно пришедшим на торжище, собрать в ней много добра и с ним-то возвратиться домой; должны, подобно входящим в лечебницу, взять здесь приличные болезням нашим врачевства и с ними уже выйти отсюда.

 ***

 ...Молитва Церкви так сильна, что, если бы мы были безгласнее даже камней, она сделает язык наш легче всякого пера.

 ***

 ...В этом собрании <в Церкви> участвуем не мы одни, но и пророки, и апостолы, а что всего важнее — среди нас находится Сам Владыка всего — Иисус (см.: Мф. 18, 20).

 ***

 ...Внутри ее <Церкви> находится только тот, кто имеет расположение духа, достойное пребывания здесь, а тот, кто приходит в это священное собрание с развращенными нравами, хотя и входит сюда телом, извержен (отсюда)...

 ***

 ...Хотя церквей по числу и много, но по существу они составляют одну Церковь, которая и называется святою, как тело Святого во святых.

 ***

 Ничто так не делает нашей жизни радостною, как веселие в Церкви. В Церкви сохраняется радость радующихся, в Церкви утешение для унывающих, в Церкви веселие для скорбящих, в Церкви успокоение для изнуренных, в Церкви отдохновение для утружденных.

 ***

 Церковь есть море благочестия, не волнами изобилующее, но исполненное веры.

 ***

 У нас ладья учения не подвергается кораблекрушению, не разбивается, не тревожится, не обуревается, но, как в тихую пристань, стремится в души любящих Господа.

 ***

 Этот дом <Церковь> есть духовная лечебница, устроенная для того, чтобы в ней врачевали мы те раны, которые получаем отвне (в мире), а не для того, чтобы выходить отсюда с новыми ранами.

 ***

 Как от бездействия рождается леность, так и от упражнения появляется усердие. Поэтому, хотя бы ты был исполнен бесчисленным множеством грехов, хотя бы ты был нечист, — не убегай от здешнего собрания <церковного>.

 Но что же, скажешь, если я слушаю, но не исполняю? Не малое приобретение и это — признать себя достойным сожаления. Небесполезен этот страх; небесплодна и эта боязнь. Если только будешь сокрушаться о том, что, слушая, не исполняешь, то непременно придешь когда-нибудь и к исполнению. Кто беседует с Богом и слушает беседу Божию, тому невозможно не получить никакой пользы.

 ***

 ...Разделение всего более подрывает Церковь, это — диавольское оружие, им все ниспровергается. Пока единение соблюдается в теле (Церкви), до тех пор диавол не может иметь доступа, но от разделения происходит соблазн. Отчего же разделение? От учений, противных учению (апостолов). Откуда же такие учения? От служения чреву и прочим страстям.

 ***

 ...Имя Церкви — это имя не разделения, но единения и согласия. ...Так и находящиеся в различных местах, когда имеют не различных господ, а только одного, от мест не теряют согласия, потому что один Господь соединяет их.

 ***

 Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово собрание (см.: 1 Кор. 11, 17—18).

 ***

 Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в Церкви все мы составляем нечто единое; хотя она состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело.

 ***

 Если же скажешь, что членов много и они различны, то знай, что это самое и удивительно и составляет особенность тела, а именно, что в нем многое и различное составляет одно; а если бы не было множества, то не было бы так удивительно и чудно, что тело одно, или, лучше, тогда не было бы и тела.

 ***

 В Церкви должно жить, как в одном доме; как составляющие одно тело, — все должны быть расположены друг к другу, поскольку и Крещение одно, и Трапеза одна, и источник один, и творение одно, и Отец один.

 ***

 Как при постройке здания не все камни получают одно назначение, но один годится для угла, а не для основания, другой для основания, а не для угла, так, без сомнения, и в теле Церкви. Равным образом и в нашем теле каждый может увидеть то же самое, однако же один член терпит другого, и мы не требуем всего от каждого из них, потому что из совокупности разнообразного состоит и тело, и здание... Исполняйте все вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого. Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же в таком случае его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. Таким образом, и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, да и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело. Итак, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего должны достигать. Подобно тому как и по отношению к телу, если кто станет требовать от всех членов его одинакового служения, тело ни в каком случае не устоит, так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего.

 ***

 ...Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред.