Христианин


***

 Христианин никогда не делается — ни из начальника простолюдином, ни из богатого — бедным, ни из славного — бесславным, напротив, он богат, когда беден, и высок, когда старается быть смиренным; и власти, которую имеет он — не над людьми, но над князьями, подвластными миродержителю тьмы (ср.: Еф. 6, 12), никто отнять у него не может.

 ***

 Одно у христианина несчастье — оскорбить Бога, а прочее, как то: потерю имущества, лишение отечества, самую крайнюю опасность, — он и не считает за бедствие; даже то самое, чего все страшатся: переход отсюда туда для него приятнее жизни.

 ***

 Не можешь ты представить его <христианина> и нагим, пока он обличен одеждами добродетели; не изнуришь его голодом, доколе он знает истинную пищу.

 ***

 Если кто сделает ему <христианину> множество зла, ударит его или свяжет, то тело его естественно поражается, но душа по любомудрию остается невредимою; она не увлекается гневом, не уловляется ненавистью, не побеждается враждою. И это еще не так важно; гораздо удивительнее этого вот что: он любит сделавших ему столько зла, как благодетелей и покровителей, и молится, чтобы у них было всякое благо.

 ***

 Он <христианин> же тогда особенно успокоится, когда состарится, так как скоро достигнет пристани и получит юность, всегда цветущую и никогда не склоняющуюся к старости.

 ***

 ...Мирянину и монаху должно достигать одинаковой высоты... оба они, в случае падения, получат одинаковые кары.

 ***

 Мы должны исполнять все со своей стороны, хотя бы другие не получали от нас никакой пользы... Для того чтобы отчета Бог потребовал уже не от нас, но от них.

 ***

 Разве ты не знаешь, что жизнь христианина повсюду должна сиять светло?

 ***

 Христианин должен и тем отличаться от неверных, чтобы все переносить благодушно и, окрыляясь надеждою на будущее, воспарять на высоту, недосягаемую для человеческих бедствий.

 ***

 На скале стоит верный <христианин> и потому недоступен ударам волн. Пусть воздымаются волны испытаний: они не достигнут до его ног; он стоит выше всякого такого навета.

 ***

 Верующий есть и земледелец, и кормчий, и воин, и борец, и путник... Если ты борец, тебе надобно вступать в борьбу нагим. Если ты воин, тебе должно стать в строю вооруженным. Как же возможно то и другое вместе: быть нагим и не нагим, одетым и не одетым? Я скажу как. Сложи с себя житейские дела, и ты стал борцом. Облекись в духовные доспехи, и ты стал воином. Откажись от забот житейских, потому что наступило время борьбы. Облекись в духовные доспехи, потому что у нас возгорелась жестокая война с демонами. Для того и должно быть нагим, чтобы диаволу, вступая в борьбу с нами, не за что было схватить нас, должно облечь себя доспехами со всех сторон, чтобы нам ни с которой стороны не получить смертельного удара. Возделай ниву твоей души, посеки терния, посей слово благочестия, посади прекрасные растения любомудрия и с великою заботливостью ухаживай за ними — и ты будешь земледельцем... Вступи на путь, ведущий к небу, вступи на путь тесный и узкий — и пойди по нему... Укроти волны беспорядочных страстей, усмири бурю злых помыслов, сохрани в целости ладью, покажи большую опытность, и ты — кормчий.

 ***

 ...Христианин, который боится опасностей, не сделает ничего великого и славного; напротив, его самого легко одолеть могут; смелый же и великодушный — неодолим и непобедим.

 ***

 Никто не сможет сделать нас несчастными, если мы сами не сделаем себя такими; равно как никто не сможет сделать нас и блаженными, если не сделаем себя таковыми мы сами, по благодати Божией.

 ***

 ...Душе христианина и верующего никто не может причинить вреда, даже и сам диавол.

 ***

 ...Все христиане — знаменоносцы, и каждый носит имя Христово перед народами и царями...

 ***

 ...Поругания за Христа доставляют нам увеличение чести.

 ***

 Вот гордость, единственно приличествующая почитающим Христа: не быть рабом чего-либо постыдного, но блюсти душу в свободе и чистой жизни.

 ***

 ...Быть учеником Христовым и значит быть кротким и незлобивым.

 ***

 ...Если Бог сделал тебя солью духовною, то поддерживай и укрепляй гниющие члены, т.е. беспечных и нерадивых из братий, и, избавив их от беспечности, как бы от некоторой гнилости, соедини с прочим телом Церкви.

 ***

 ...Дом пусть будет церковью, чтобы убежал оттуда диавол и скрылся этот лукавый демон и враг нашего спасения, почивала же бы там благодать Святаго Духа, совершенный мир и единодушие ограждали живущих...

 ***

 Богу угодно, чтобы христианин не о себе только заботился, но и назидал других, не только учением, но и жизнью и обхождением.

 ***

 Как в том случае, когда Бог за нас благословляется, Он удостаивает нас великого Своего благословения, так напротив, когда другие из-за нас хулят Его, тогда мы подвергаемся тем большему осуждению за то, что подали повод к этому.

 ***

 По отношению же к Божественному учению мы ответственны не только за сохранение его, но и за большое приращение.

 ***

 Для того Христос и повелевает нам быть овцами среди волков, чтобы ты не говорил: я потерпел то и то, и оттого ожесточился. Хотя бы ты потерпел бесчисленное множество обид, продолжай быть овцою, и победишь волков.

 ***

 Будем остерегаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безумному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами, называя Его благим и милостивым, но не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому.

 ***

 Христианину долг повелевает, чтобы сообразно с чистотой нашей веры и дела были добры.

 ***

 Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А если ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то почему нам узнать тебя?.. Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога, но и тем, что ему собственно принадлежит; надобно, чтобы он по всему был виден — и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу. Говорю об этом для того, чтобы нам наблюдать благоприличие не для показа, а для пользы тех, кто смотрит на нас.

 ***

 Мы — воины Царя Небесного, мы облеклись в оружие духовное. Зачем же мы живем подобно кочевникам, бродягам и даже подобно червям? Где царь, там должен быть и воин.

 ***

 Крещение и общение в Божественных Тайнах соделывает нас братьями.

 ***

 ...Скорее солнце не будет ни греть, ни светить, нежели христианин — не просвещать; скорее свет сделается тьмою, нежели будет это.

 ***

 ...Мы, когда говорим, что есть Воскресение и бесчисленные блага, а сами пренебрегаем ими и предпочитаем блага здешние, то кто поверит нам?

 ***

 ...Бог послал нас свидетельствовать о Нем. Будем же свидетельствовать и убеждать думающих так, <что Он не есть Бог>; если не станем свидетельствовать, то сами будем виновными в их заблуждении. Если же на судилище, где исследуются дела житейские, не принимается свидетель, исполненный многочисленных злодеяний, то тем более здесь, где идет дело о предметах настолько высоких. Мы говорим, что мы слышали Христа и веруем Его обетованиям; а они <неверные> скажут: покажите это делами; жизнь ваша, напротив, свидетельствует, что вы не веруете.

 ***

 Будем свидетельствовать о Христе, ведь свидетели не они только (апостолы), но и мы. Они называются свидетелями потому, что, будучи принуждаемы отречься, претерпели все для исповедания истины; так и мы, когда страсти побуждают нас отречься, не будем покоряться им.

 ***

 То и ослабляет важность нашей веры, то и низвращает все, что никто нисколько не думает о жизни; это унижает веру.

 ***

 Мы говорим, что Христос есть Бог, предлагаем множество и других догматов, между прочим, говорим и то, что Он заповедал всем жить праведно; но на самом деле это у немногих.

 ***

 ...Услышавши вопрос: «Поклоняешься ли ты Распятому?» — не стыдись, не потупляй очей, но хвались и величайся и со смелым взором, с открытым челом подтверди свое исповедание. И если опять спросят: «Неужели ты поклоняешься Распятому?» — опять отвечай: «Да, и не прелюбодею, не отцеубийце, не детоубийце (а таковы у язычников все боги), но Крестом победившему демонов и уничтожившему тысячи их чародейств».

 ***

 Стой, имея стопы евангельские, богобоязненные помыслы, щедрые руки, колена непоколебимые, бедра, непричастные удовольствиям, чресла, свободные от вожделений, бедра и чрево здравые, исполненные закона Божия, грудь и сердце чистые, шею и нрав покорные, душу и ум благоговейные, уста скромные, зрение не уклоняющееся, слух совершенно здоровый и уста, произносящие слова, приятные Христу.

 ***

 Нет никакой пользы для людей в том, что они носят одно только название христиан, а не имеют за собою добрых дел, так как перед Богом не имеют значения внешние достоинства, но требуются дела. Ведь и Иуда был в числе апостолов и вместе с прочими пользовался равною честию, но, предавшись сребролюбию, принял удавление; подобно тому и в настоящее время многие носят овечью шкуру, а внутри являются хищными волками.

 ***

 ...Подумаем о том, какой Главы мы тело, — Которой все покорено. Сообразно с этим образцом мы должны быть лучше самих Ангелов и выше Архангелов, как удостоенные большей чести, нежели все они.

 ***

 Ангелы, Архангелы и все (небесные) Силы благоговеют перед нашею Главою, а мы — тело Ее — ужели не почтим Ее ни за Ее уничижение, ни за наше возвышение?

 ***

 Если ты — тело Христово, то неси крест, потому что Он нес; перенеси оплевания, заушения, прободение гвоздьми, таково было Его тело, хотя оно было безгрешно...

 ***

 Он <Бог> дал тебе руки? Для Него и употребляй их, а не для диавола; не на хищение и любостяжание, а на исполнение заповедей и на благотворения; простирай их в продолжительных молитвах и на помощь падшим.

 ***

 Утешение христиан состоит в том, что они не только желают делать что-нибудь доброе, но еще сверх того угодное Богу.

 ***

 ...Великая нужна сила для того, чтобы носить имя Христово. Тот, кто говорит, или делает, или в мысли имеет что-нибудь недостойное, не носит Его имени и не имеет в себе Христа. Между тем тот, кто носит (это имя), торжественно шествует не через торжище, а через небеса; (при виде его) всех объемлет трепет, Ангелы сопутствуют и удивляются ему.

 ***

 Таким и должен быть христианин ревностный и бодрствующий, должен делать добро не однажды, не дважды или трижды, но во всю жизнь. Как тело наше не однажды насыщается для поддержания себя на всю жизнь, но имеет нужду в ежедневном питании, так и здесь, в благочестии, мы ежедневно имеем нужду в помощи от добрых дел.

 ***

 О, рабство, которым мы избегаем другого злого рабства и достигаем свободы Христовой! О, рабство, предоставляющее нам легкое бремя и после того воздающее жизнь вечную! О, рабство, лишь в здешнем мире называемое рабством, а в будущем дарующее жизнь бесконечную! Прибегнем, братия, к этому рабству, чтобы познать свободу душ.

 ***

 Если мы, будучи насаждены Христом и сподобившись духовного орошения, покажем потом жизнь бесплодную, то нас ожидает геенский огонь и неугасимый пламень.

 ***

 Первая добродетель и добродетель всеобщая состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире и не иметь ничего общего со здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас...

 ***

 Чем особенно отличаются рабы Христовы от незнающих истины, так это тем, что они живут по добросердечию и делают свою жизнь достойною благочестия. Ничего нет неестественного, если не знающие Христа порочны и негодны по своему обычаю, а раб Христов пусть более называется по кротости нрава, чем по имени, положенному на него его родителями.

 ***

 ...Христос нанял тебя <христианина> в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо.

 ***

 Подобно тому как нет никакой пользы тому, кто облечен в царскую порфиру и носит оружие, а не имеет ни одного подданного, и всякий желающий может поносить и оскорблять ею, так точно нет никакого приобретения и для христианина, если он имеет веру и дар, полученный в крещении, а является игрушкой для всех страстей. Напротив, как тот не только ничего не приобретает для своей чести от царской одежды, но и эту последнюю обесчестит собственным позором, так точно и верующий, живя порочной жизнью, не только не будет за это достоуважаем, но и будет тем более смешон.

 ***

 Ничто другое не может быть признаком и отличием верующего во Христа и любящего Его, кроме забот о наших братьях и попечения об их спасении, потому что и Христос угождал не себе, но многим.

 ***

 ...Умоляю вас, прежде же вас — себя, пригвоздиться миру и не иметь ничего общего с землей, но взирать на горнее отечество, на нездешнюю славу и на вечные блага. Мы — воины Царя Небесного и облечены в духовное оружие; зачем же мы ведем жизнь лавочников и бродяг, даже более — жизнь червей?

 ***

 Если проводящие эту жизнь в воинском звании от всего отрекаются, направляются и идут туда, куда зовет война, и все переносят с бодростью, то тем более нам, воинам Христовым, следует таким же образом снаряжаться и выстраиваться для войны со страстями.

 ***

 Жизнь христианина должна изобиловать кровью... в смысле готовности пролить свою собственную.

 ***

 Скажи, пожалуйста: ты наносишь побои, топчешь ногами, кусаешь? Разве ты кабан или дикий осел? И ты не стыдишься, не краснеешь от своего зверства, забывая свое достоинство? Ты беден? Но ты свободен. Ремесленник ты? Но ты христианин. Потому-то самому тебе и должно жить смирно, что ты беден. Ссориться свойственно только богачам, а не бедным, — богачам, говорю, которые имеют многие причины к ссоре. Ты не пользуешься удовольствиями богатства, между тем ищешь неприятностей, с ним неразлучных, — вражды, распрей, ссор, мучишь и душишь брата своего и повергаешь его перед всеми. Неужели ты не понимаешь, что в своем бесстыдстве подражаешь необузданности бессловесных или, вернее, делаешь еще хуже их? У бессловесных все общее, они собираются и ходят вместе; а у нас, напротив, ничего нет общего, но все вверх дном: вражды, распри, ссоры, ненависть, обиды.

 ***

 Господь хочет, чтобы христианин был для вселенной учителем, закваской, светом и солью. А что значит свет? Жизнь светлая, не имеющая в себе ничего темного. Свет не себе полезен, равно как и соль и закваска, но приносит пользу другим. Поэтому от нас требуется, чтобы мы не себе только были полезны, но и другим. Ведь соль, если не осоляет, уже не есть соль. Этим показывается также и то, что если мы будем вести жизнь добродетельную, то и другие непременно будут жить так же; равно как и наоборот — пока мы сами не будем добродетельными, не принесем никакой пользы и другим.

 ***

 По названию христиан много, а на деле — очень немного. Иные по виду как будто и христиане и ученики Христа, а по характеру — предатели; на словах благочестивы и милостивы, а на деле немилосердны и нечестивы; по названию христиане, а по убеждениям язычники, потому что, предрек еще пророк Давид, смешались с язычниками и научились делам их (Пс. 105:35). И действительно, на нас исполнилось пророчество это. Сколько христиан занимается иудейскими и греческими баснями, родословиями, гаданиями, звездочетством, волшебством и талисманами? Сколько христиан наблюдает несчастные дни и годы, приметы и сновидения и крики птиц? Затем — не христиане ли купаются в источниках, погружая предварительно в них светильники? Не христиане ли верят во встречи, едят идоложертвенное и удавленину, едят кровь задавленных зверями и растерзанных птицами и многое другое тому подобное? Kак могут быть христианами те, которые допускают все это? По какому праву осмеливаются они называть себя христианами? Kак дерзают приступать к Божественным Таинствам, будучи хуже язычников? Точно также сколько христиан держатся языческих обычаев вроде украшения лиц, приветствий, плясок, рукоплесканий, употребления мужчинами женских одежд? При таких обычаях какая польза человеку от того, что он именуется христианином? Ведь как девица, пока сохраняет свое девство, достойно и благоприлично называется девою и на самом деле дева, но если обольстит ее кто-нибудь и растлит и она утратит свое девство, тогда она уже более не дева, — так и глаголемый христианин, если он преступил завет и попрал свои обеты, и слово евангельское отверг, и живет по-язычески, тогда ему бесполезно и называться христианином.

 ***

 Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других. Здесь ты не можешь извиняться бедностью; положившая две лепты обличит тебя (см. Лк. 21:2); и Петр говорил: серебра и золота нет у меня (Деян. 3:6). А Павел был так беден, что часто голодал и не имел необходимой пищи. Не можешь извиняться незнатностью; и они были незнатны и не от знатных. Не можешь указывать на неученость; и они были неученые. Хотя бы ты был рабом, хотя бы беглецом, — и тогда можешь исполнить свое дело; таков был и Онисим, и, однако, смотри, к чему призывает его [Павел] и в какое возводит достоинство: если ты имеешь общение со мною, — говорит, — в узах моих (Флм. 1:10, 17). Не можешь извиняться немощью; таков был и Тимофей, часто страдавший недугами. А что он был немощен, послушай: употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5:23). Kаждый может быть полезным ближнему, если захочет исполнять, что от него зависит. Не видите ли бесплодных деревьев, как они крепки, как красивы, рослы, гладки и высоки? Но, если бы у нас был сад, то мы захотели бы лучше иметь плодоносные гранатовые или масличные деревья, нежели их, потому что они доставляют [только] удовольствие, а не пользу, хотя, впрочем, бывает и от них некоторая малая польза. Таковы те, которые заботятся только о самих себе или даже еще хуже; они годны только на сожжение, тогда как те [деревья годны] и на постройку, и для хранения в них вещей. Таковы были те девы, хотя чистые, украшенные и целомудренные, но никому не приносившие пользы; поэтому они и осуждаются на сожжение (см. Мф. 15:1-12). Таковы были ненапитавшие Христа; заметь, никто из них не осуждается за собственные грехи: ни за прелюбодеяние, ни за клятвопреступление, вообще ни за что, но за то, что не был полезен другому (см. Мф. 15:41-46). Таков был зарывший талант в землю, безукоризненный по своей жизни, но бесполезный для другого (см. Мф. 25:18-28). И как такой может быть христианином? Скажи мне: если закваска, смешанная с мукою, не сообщает своего свойства всему [смешению], то закваска ли это? Также, если миро не сообщает благовония приближающимся, то можем ли мы назвать его миром? Не говори: мне невозможно помогать другим; если бы ты был [истинным] христианином, то невозможно было бы этому не быть. Kак то, что составляет свойство [вещи], не может быть противно ей, так и здесь, потому что это составляет свойство христианина. Не оскорбляй Бога. Если бы ты сказал, что солнце не может светить, то оскорбил бы Его; если скажешь, что христианин не может приносить пользу, то [также] оскорбишь Бога и назовешь [Его] лживым, потому что скорее солнце не будет ни греть, ни светить, нежели христианин — не просвещать; скорее свет сделается тьмою, нежели будет это. Не говори же, что невозможно; невозможно противоположное этому. Не оскорбляй Бога. Если мы хорошо исполним, что зависит от нас, то, без сомнения, будет и это, как естественное следствие. Не может утаиться свет христианина; не может сокрыться светильник столь светлый.

 ***

 Я свидетельствую открыто и громче трубы возвещаю, и, если бы можно было, не отказался бы взойти на какое-нибудь возвышенное место и провозгласить, что христианину никто из людей живущих на земле не может вредить. Что я говорю: из людей? Не может и демон, мучитель, диавол, если [христианин] сам не причинит зла самому себе; и кто бы ни захотел причинить нам зло, напрасно будет стараться. Kак Ангелу, находящемуся на земле, никакой человек вредить не может, так и человек [такому] человеку. И сам он не может вредить другому, пока он добр. Что же может сравниться с таким человеком, который не может ни терпеть вреда, ни сам вредить другому? Последнее, т.е. чтобы не желать причинять вреда другому, не меньше первого. Это — как бы Ангел и подобен Богу, потому что таков и Бог. Но Он таков по природе, а тот — по произволению. Итак, [христианин] не может ни терпеть вреда, ни вредить другому. Впрочем, слова: не может не принимай за бессилие (потому что бессилие означает противное этому), — я разумею здесь нерасположение. Он по природе своей бывает не расположен ни терпеть вреда, ни делать зло другому; и последнее есть также вред. Мы вредим себе и тогда, когда делаем зло другому, и большая часть грехов наших происходит именно от того, что мы не желаем добра самим себе. Таким образом, христианин и потому не может терпеть вред, что не может вредить другому.