Умеренность


***

 Кто живет умеренно, тот не боится никакой перемены; а кто роскошествует в этой невоздержной и рассеянной жизни, тот, если ему придется по какому-нибудь несчастию или принуждению подвергнуться бедности, скорее умрет, нежели вынесет такую перемену, как не приготовленный и не привыкший к этому.

 ***

 ...Неумеренное всегда тягостно и неприятно, а умеренное приятно, полезно нам и отрадно.

 ***

 ...<У тех>, которые живут умеренно, тело здорово, чувства светлы, и с великою легкостью исполняют свое дело, а у неумеренных оно слабо, мягче всякого воска и подвержено множеству болезней...

 ***

 Всегдашний напряженный труд производит изнурение и изнеможение, а постоянное послабление ведет к беспечности. Это бывает... и с душою, и с телом. Поэтому мера во всем — прекрасное дело.

 ***

 ...Не погрешит тот, кто -источником всех зол назовет неумеренность и наше желание во всем перейти за пределы нужды... Действительно, если бы мы захотели и в пище, и в одеждах, и в жилищах, и в других телесных потребностях не искать ничего излишнего, а только необходимого, то от многих зол освободился бы род человеческий.

 ***

 ...Мы все делаем так, как будто не знаем, что за все, превышающее необходимую потребность, должны будем отдать отчет и ответ, как не подлежащим образом употреблявшие то, что нам даровано от Господа. Не на наше ведь только наслаждение мы должны употреблять то, что Он даровал нам, но и на то, чтобы облегчать нужды ближних.

 ***

 От излишества ведь и в телах наших происходит порча соков, и когда составные части нашего тела по чрезмерности выходят из своих границ, то рождаются бесчисленные болезни и страшные случаи смерти. То же самое бывает и с душою.

 ***

 Умеренная и простая трапеза — мать здоровья.

 ***

 ...Будем презирать все суетное величие настоящей жизни и во всем соблюдать умеренность, чтобы нам беспечально провести эту жизнь и сподобиться обетованных благ...

 ***

 ...Умеренная скорбь — благо, и заботы — благо, и бедность — благо; крепкими делают нас и добро, и зло; но то и другое обращается нам во вред, когда бывает не в меру; первое расслабляет, а последнее поражает.

 ***

 Не противно ли здравому смыслу, что неразумные животные не ищут ничего, кроме необходимого, а разумные и одаренные образом Божиим люди делаются и их неразумнее, преступая пределы умеренности?