Страдания

***

 ...Славен не тот только, кто терпит что-либо за Бога, но и тот, кто страждет неправедно, и переносит это мужественно, и благодарит Бога за таковое попущение...

 ***

 ...Бог не оставляет человека, когда попускает ему страдать, но желает увенчать его и сделать более славным.

 ***

 ...Не только наносимые телу удары, но и страдание души приносит неизреченные венцы, и душевное страдание даже больше, чем телесное, если поражаемые переносят с благодарностью.

 ***

 ...Вознаграждения назначены не только за добродетели, но и за страдания, и вознаграждения очень великие, и за страдания не меньшие, чем за добродетели, а скорее иногда даже большие...

 ***

 ...Страдания плоти служат и блестящим венцом для праведных, сияющим гораздо светлее солнца, и величайшей очистительной жертвой для согрешивших.

 ***

 ...Подобно тому, как огонь делает золото более чистым, когда соединится с ним, так и страдание, нападая на золотые души, делает их более чистыми и испытанными.

 ***

 Некоторые, потерпев наказание здесь, хотя и не избегнут тамошнего мучения, однако же потерпят наказание более легкое, уменьшив великость тамошних мучений здешними страданиями.

 ***

 Страдание для того и было допущено, чтобы страждущие сделались более исправными и любомудрыми.

 ***

 ...Великое дело — благодарность, любомудрие, терпение среди таких страданий; это — высшая добродетель. За то и Иов был увенчан.

 ***

 Если Тот, Кто знает ваши страдания и может отвратить их, однако же не отвращает, то, без сомнения, потому, что промышляет и печется о вас.

 ***

 Когда ты показываешь в злостраданиях кротость, то вся победа Ему <Христу> принадлежит; а когда сам нападаешь и сражаешься, помрачаешь победу.

 ***

 Кто страдает несправедливо и переносит великодушно, тот приобретает через это большее дерзновение у Бога.

 ***

 ...Многие соблазняются, когда видят некоторых угодных Богу людей в каком-либо бедствии, когда видят, например, что они подверглись болезни, или бедности, или чему-нибудь другому подобному; а того не знают, что такие страдания свойственны тем, которые особенно любезны Богу.

 ***

 ...Для того Он <Бог> попустил им <праведным> страдать, чтобы и Свою силу явить через это во всем свете, и их этими страданиями научить во всем любомудрствовать... Чтобы они, вместо великих страданий, пользуясь беззаботною жизнью, не сделались порочными, Он попускает им претерпевать скорби: скорбь есть великое благо.

 ***

 Когда кто страдает для венцов, тогда не скорби, как, например, <апостолы> Павел или Петр; но когда кто терпит достойное наказание, тогда плачь, тогда скорби. Так поступали и пророки.

 ***

 ...Когда видишь, что кто-нибудь подает милостыню и совершает множество других добрых дел и таким образом сокрушает силу диавола, а между тем подвергается искушениям и бедствиям, не смущайся этим; потому он и подвергается искушениям и бедствиям, что сильно поражает диавола. Но для чего, скажешь, Бог попускает это? Для того, чтобы он удостоился больших венцов, а диавол получил сильнейшее поражение. Подлинно, когда он, делая добро и испытывая зло, за все благодарит Бога, тогда диавол и поражается.

 ***

 Нет ничего лучше злострадания ради Христа. Я не столько ублажаю <апостола> Павла за то, что он был восхищен в рай, сколько за то, что был ввергнут в темницу.

 ***

 Видишь ли, что страдание за врагов есть благоухание приятное и жертва угодная? Хотя бы ты и умер, и тогда будет жертва: вот что значит подражать Богу.

 ***

 ...Можно не радоваться среди страданий, когда кто страдает за грехи, но можно и веселиться среди бичеваний, когда кто страдает за Христа.

 ***

 ...Когда злосчастных, и уничиженных, и перенесших тысячи страданий и сохранивших веру Он <Бог> сподобит такой <неизреченной> славы, тогда обнаружится сила Его, — потому что хотя здесь верующие были, по-видимому, Им оставлены, однако там удостоятся великой славы. В этом-то особенно открывается вся слава и сила Божия.

 ***

 О, какая честь быть воином Христовым! Вспомни, насколько важным считается у воинов находиться под начальством земных царей. Если же царскому воину свойственно переносить страдания, то не переносить страданий недостойно воина. Итак, не должно скорбеть, если терпишь страдания, — это ведь свойственно воину, — но следует скорбеть, если не терпишь их.

 ***

 ...Страдания — совершенство и средство ко спасению... Терпение страданий не есть знак отверженных.

 ***

 ...Страдающий за кого-нибудь не ему только приносит пользу, но и сам становится славнее и совершеннее.

 ***

 ...Не будем скорбеть, когда видим здесь грешников благоденствующими, и когда сами страждем, будем радоваться, потому что это изглаждает наши грехи.

 ***

 Вожделеннее для меня пострадать за Христа, чем удостоиться чести от Христа.

 ***

 Если бы нужно было каждодневно претерпевать тысячи смертей, даже самую геенну, за то, чтобы видеть пришествие Христа в славе Его и сопричислиться к хору святых, то неужели не следовало бы перенести все это?