Прошения

***

 ...Врач наших душ не станет давать просящим того, что будет во вред им.

 ***

 Просите того, что прилично просить от Бога, чтобы получить вам и просимое.

 ***

 ...Единственным делом с нашей стороны да будет постоянно пребывать в молитве и не роптать на нескорое исполнение (наших прошений), но показывать великое терпение. Бог медлит исполнить наши прошения не потому, чтобы отвергал их, но потому, что хочет научить нас усердию (к молитве) и постоянно привлекать нас к Себе.

 ***

 ...Не будем просить у Господа нашего ничего житейского. Он и не ожидает нашего напоминания, а, хотя бы мы и не просили, Сам дарует нам потребное. Яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя (Мф. 5, 45). Послушаем Его, когда Он, убеждая нас, говорит: Ищите прежде (Царствия Божия, и сия вся приложатся вам (ср.: Мф. 6, 33)... Итак, не проси, как главного, того, что должен получить в виде прибавления.

 ***

 Совершенно недостойно от столь щедрого и обладающего таким всемогуществом <Бога> просить того, что разрушается вместе с настоящею жизнию и подлежит многим переменам и случайностям. А таково все человеческое: укажешь ли на богатство, или власть, или славу человеческую.

 ***

 ...Господь и в словах молитвы, полагая для нас правила и пределы, до которых должны простираться прошения наши о житейских предметах, повелел нам говорить следующие слова, исполненные всякой мудрости: хлеб наш насущный дождь нам днесь (Мф. 6, 11), т. е. дневную пищу.

 ***

 ...<Бог> часто медлит исполнять наше прошение, не желая мучить нас медленностию, но отсрочкою дара научая постоянной внимательности.

 ***

 Так как мы часто, получив просимое, после получения ослабляем усердие в молитвах, то Он <Бог>, желая усилить нашу ревность в молениях, откладывает дар.

 ***

 Ты часто просишь бесполезного и вредного; но Он <Бог>, более заботясь о твоем спасении, смотрит не на прошение, но прежде того всегда на пользу для тебя.

 ***

 Если плотские родители не все дают просящим детям, не потому, чтобы не обращали на них внимания, но потому, что весьма заботятся о них, то тем более Бог, и больше любящий, и больше всех знающий полезное, поступает таким образом.

 ***

 Бог отвращает Свое лице от некоторых из молящихся Ему по многим причинам: или когда просят не того, что Богу было бы прилично дать, а им — полезно получить, или когда и полезного просят, но неблаговременно было бы получить им то, что Бог находит нужным дать. А бывает и так, что просят о том, что служит ко греху.

 ***

 Не напрасно... отвергает Бог многие наши просьбы, а к нашей же пользе, потому что весьма многие желания бывают гибельны для людей, хотя Бог часто и исполняет их для грешников. Зачем же Он исполняет? Чтобы они не обвиняли Его... в бессилии. Исполняя, Он наказывает получающих желаемое, чтобы устрашить и нас, чтобы мы не утруждали Бога непозволительными просьбами.

 ***

 Я, скажешь, много раз просил и не получил. Несомненно это потому, что ты худо просил, или с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе, если же просил часто и полезного, то не с настойчивостью... Если же ты просишь не с усилием и великой настойчивостью, то не получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелания, просить истинно с верою и терпением полезного каждому, причем тебя ни в чем не осуждала совесть, как просящего нерадиво или легкомысленно, и тогда ты получишь, раз того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и, может быть, вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Все ведь, что приобретается с великим усилием, стараются сохранять, чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не оказаться недостойным вечной жизни.

 ***

 Когда ты молишься до изнеможения и не получаешь просимого, то подумай, сколько раз ты слышал, как просил у тебя нищий, и ты не внимал ему, между тем он не досадовал, не оскорбил тебя. Ты поступал так по  жестокосердию; но Бог по человеколюбию делает и то, что не внемлет тебе. Итак, если ты не считаешь себя заслуживающим порицания за то, что по жестокосердию не внимаешь подобному тебе рабу, то можешь ли порицать Владыку, когда Он не внимает рабу Своему по человеколюбию?

 ***

 Как же, спросит кто-нибудь, я могу быть уверен в том, что получу просимое? Если ты не просишь ни о чем несогласном с тем, что Он <Бог> готов тебе дать, если (не просишь) ни о чем таком, что недостойно царя, если ни о чем житейском, если (просишь) одних только духовных (благ), если приступаешь без гнева, если имеешь чистые, преподобные руки — те, которые творят милостыню.

 ***

 Если ты просишь Его <Бога> с милостынею, то Он благоволит к тебе; если просишь Его с милостынею, то даешь Ему в заем и получишь прибыток.

 ***

 Не будем же роптать на замедление в даровании просимого, а скорее покажем по этому самому великую твердость и терпение.

 ***

 Бывает иногда полезнее не получить. Если бы для нас не было часто полезно не получить, Бог несомненно дал бы; между тем не получить с пользою — значит получить.

 ***

 ...Получим ли просимое, не получим ли, будем настойчивы в своем прошении и будем благодарить не только в случае успеха, но и в случае неуспеха.

 ***

 ...Когда мы просим чего-либо против врагов, то не только не бываем услышаны, но и раздражаем Бога.

 ***

 ...Мы бываем не услышаны... когда молимся, продолжая оставаться во грехах своих.

 ***

 Разве Бог не мог бы даровать и прежде (исполнения) наших просьб. Но он ждет для того, чтобы получить от нас самих повод праведно удостоить нас Своим попечением.

 ***

 Чтобы молящийся был услышан, это зависит, во-первых, от того, если мы достойны получить; во-вторых, если мы молимся согласно с законами Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если исполняем все должное и со своей стороны, и, наконец, если просим полезного. Как от этих условий зависит быть услышанным, так от противных условий — быть неуслышанным, хотя бы молящиеся были праведники.

 ***

 Услышана твоя просьба? Возблагодари за то, что ты услышан. Не услышана? Пребудь тверд, чтобы быть услышанным.

 ***

 Бог хочет, чтобы мы часто просили Его и бывает за это весьма благодарен, потому что Он единственный Должник, Который, когда от Него требуют, благодарит и дает то, чего мы не давали взаймы.

 ***

 Ты не знаешь полезного тебе, человек: часто просишь вредного и обманчивого. Но Он <Бог> гораздо более пекущийся о твоем спасении, не молитве твоей внимает, но прежде молитвы предусматривает полезное для тебя.

 ***

 Если нам заповедуется воздерживаться от житейских благ и тогда, когда они есть, то как оказываемся мы жалки и несчастны, когда просим у Бога того, что Он повелел и имея отвергать?