Пророчества

***

 ...Он <пророк> говорит не от себя, но что внушила ему благодать Духа, то и произносит своим языком для научения рода человеческого.

 ***

 Они <пророки> духовными глазами видели уже то, что имело совершиться спустя много лет; поэтому и говорили обо всем так, как будто бы созерцали то перед глазами.

 ***

 ...Души пророков, очистившись наперед собственной добродетелью, принимают дар Духа и, проникнувшись этим светом, получают ведение будущего.

 ***

 ...В древности пророчества изрекаемы были не для того, чтобы иудеи только узнавали будущее, но чтобы, узнав, получали отсюда пользу, чтобы от страха угроз они делались более благоразумными и от обещания благ — более усердными к исполнению добродетели, познавая из того и другого и силу Божию, и попечение Его о них.

 ***

 Нам не нужны предсказания, так как Бог дал нам такой образ жизни, что мы можем проводить спокойную жизнь и без предсказания.

 ***

 Чтобы кто-либо не сказал, что астрологи могут предсказывать будущее, Пророк говорит: «Они не возвестили тебе ничего иного, кроме тоски, которой подвержены они сами, постоянно наблюдая звезды и будучи бессильны знать что-либо» (см.: Иез. 22, 28).

 ***

 Не ищи ясности в пророчествах, где тени и гадания, подобно тому как в молнии ты не ищешь постоянного света, но довольствуешься тем, что она только блеснет.

 ***

 ...Пророчеству свойственно говорить не только о будущем, но и о прошедшем, как это особенно встречается у Моисея.

 ***

 Пророчество есть по преимуществу дело Божие, которому демоны даже подражать не могут, сколько бы ни усиливались.

 ***

 В чудесах еще может быть и некоторое обольщение <демонов>; но предсказывать будущее с точностию свойственно только одному Вечному Существу.

 ***

 Пророчество тогда познается лучше, когда оно открывает не только то, что сам Бог намерен делать, но и то, что желаешь ты сам.

 ***

 Не ищи ясности в пророчествах, где тени и гадания, подобно тому, как в молнии ты не ищешь постоянного света, но довольствуешься тем, что она только блеснет.

 ***

 Нужно сказать, для чего пророчества введены в человеческую жизнь. Итак, нужно сказать: для чего введены они? Бог обыкновенно отсрочивает и медлит наказывать грешников, между тем как бывает скор и быстр на благодеяния добродетельным. Это, т.е. то, что наказание следует не непосредственно за преступлениями, людей более беспечных располагает к падению. Потому Бог, чтобы показать Свое долготерпение и чтобы люди не сделались от этого более беспечными, употребляет врачество пророчества, научая грешников не самыми наказаниями, но до времени только предсказанием о них, чтобы они в случае, если, выслушав угрозы, сделаются лучшими, — отклонили от себя действительное наказание; а если останутся бесчувственными, то Он подвергнет их наказанию. Дьявол же, видя это и понимая, сколь великая происходит отсюда польза, посылал лжепророков, которые говорили против пророков, угрожавших голодом, язвами, войнами, нашествием иноплеменников, и возвещали благоприятное. Kак Бог страшными словами хотел отклонить наказание на самом деле, так дьявол производил противное: благоприятными словами расслабляя и делая людей беспечными, он делал необходимым наказание на самом деле. Потом, когда веровавшие лжепророкам и нисколько не радевшие о добродетели, но оставшиеся при своих грехах, навлекали на себя наказание и конец дела показывал истинность пророков и обличал лживость лжепророков, дьявол опять употреблял другое средство для погибели предающихся ему. Он убеждал людей легко обольщаемых, что случившиеся бедствия произошли от гнева бесов, которых они пренебрегали и презирали. Потому и Бог для уничтожения такого обмана предвозвещает людям за много лет прежде то, что случится впоследствии, особенно же имеющие быть бедствия, чтобы обольщающие их не могли приписать случившегося гневу бесов.