Помощь Божия

***

 ...Будем непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии — Его избавления, Его милости, во всяком искушении — Его помощи.

 ***

 Пусть возделывают люди землю... и прилагают большую заботливость, пусть в воздухе будет благорастворение... Если не будет соизволения Владыки, все тщетно и напрасно, и от множества трудов и усилий не последует никакого успеха...

 ***

 Но как можем мы привлечь к себе помощь Духа и расположить Его пребывать в нас? — Добрыми делами и хорошей жизнию.

 ***

 ...Если Он <Господь> увидит, что мы обращаемся (к добру), делаемся скромны и вообще полагаем хотя некоторое начало (добродетельной жизни), то и со Своей стороны окажет нам помощь, соделывая для нас все легким и удобным и не давая нам даже и почувствовать (тяжесть) подвигов добродетели.

 ***

 ...Божии распоряжения — они чудны и необычайны! Когда люди начинают уже отчаиваться в своих делах, тогда-то Бог и являет непреоборимую во всем силу Свою.

 ***

 ...Ведущий сокровенные помышления наши, как скоро видит, что мы являем в себе здравый ум и усердно подвизаемся в добродетели, немедленно и от Себя подает помощь, облегчая для нас труды, укрепляя немощь нашего естества...

 ***

 Зная слабость человеческой природы, Он <Господь>, чтобы мы не падали духом в тяжких трудах, часто среди трудов подает нам и помощь, и награды, — и труд наш облегчая, и ревность усиливая.

 ***

 Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким, и невозможное — возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого.

 ***

 ...Хотя бы <мы> не имели никакой надежды на спасение, но как скоро Богу угодно будет (помочь нам), мы не будем иметь нужды ни в чьей помощи, а одна помощь Божия доставит нам все.

 ***

 ...Нет ничего сильнее (человека), огражденного высшею <Божией> помощию, и нет ничего слабее лишенного этой помощи...

 ***

 ...Нет безопаснее человека, который пользуется помощию <Божией> свыше.

 ***

 Когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и Божию помощь.

 ***

 ...Если кто захочет располагать свои дела по воле Божией, то получает свыше такое содействие, что чувствует это в самом ходе своих дел.

 ***

 Если Он <Господь> солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя (Мф. 5, 45), то тем более не презрит отвращающихся от зла, убегающих от неправды, но удостоит их особого промышления и во всем покажет Свое попечение.

 ***

 ...Когда мы пользуемся благоволением свыше, то не только можем избегать наветов злых людей, но если и лютые звери нападут на нас, мы не подвергнемся никакой беде.

 ***

 ...Как без высшей помощи мы не в силах сделать ничего как должно, так, с другой стороны, без приложения от себя собственных усилий не можем удостоиться и вышней помощи.

 ***

 Если Он <Господь> увидит, что мы со своей стороны прилагаем все возможное старание и угодное Ему предпочитаем человеческому, то покажет и Сам такое о нас попечение, что мы сделаемся во всем непреоборимыми.

 ***

 ...Помощь свыше приходит с щедростию тогда, когда и мы покажем много добродетели.

 ***

 Кто удостоился этой <Божией> помощи, тот и среди бед посмеётся им и не поставит их ни во что, потому что Господь все творит для него и благоустрояет, во всем споспешествует ему и тяжкое делает легким.

 ***

 Как же можем мы всегда иметь с собою Господа и получать от Него благопоспешение во всем? — Если мы будем всегда трезвиться и бодрствовать... будем помнить, что все должно делать с таким тщанием, чтобы никогда не подвергнуться осуждению от Господа, — что никому невозможно укрыться от Его неусыпного Ока, и что грешник непременно должен подвергнуться наказаниям.

 ***

 Если мы хотим удостоиться помощи свыше, должны просить того, что согласно со справедливостью, чтобы силой свойством крещения склонить к себе Спасающего правые сердцем.

 ***

 Как художнику свойственно строить, кормчему — управлять кораблем, солнцу — светить, так Тебе <Богу> свойственно защищать сирот, простирать руку помощи бедным...

 ***

 ...Надейся на милость Его <Божию>, нисколько не сомневаясь, и ты непременно получишь просимое; а получив, не будь неблагодарным и непризнательным к Благодетелю, но устрой памятник благодеяния Его, вознеси благодарственную песнь Господу.

 ***

 Если ты хочешь видеть силу непобедимую, прибежище неизменное, крепость непреодолимую, ограду непоколебимую, то прибегни к Богу, обратись к Его силе.

 ***

 Если потерпевшие кораблекрушение и несущиеся на досках, призывая людей, находящихся вдали, немедленно располагают их к человеколюбию, хотя не имеют с ними ничего общего, но стали известны им только по случившемуся несчастию, то тем более Бог, человеколюбивый и по существу Своему благий, избавит находящихся в несчастии, если только они захотят прибегнуть к Нему и искренно призвать Его, оставив надежды человеческие.

 ***

 ...Если Бог не подаст Своей помощи, то все напрасно; а когда Он подаст Свою помощь, тогда и сон приятен, тогда будет и покой, и жизнь, свободная от опасностей и исполненная мира.

 ***

 Бог не лицеприятен и не помогает одним, а другим нет, но подает Свою помощь всем, кто к Нему обращается.

 ***

 Когда Бог нам враг, то хотя бы у нас были и блага, и друзья, от них не будет никакой пользы; когда же Бог к нам благорасположен, то ничто враждебное не может повредить нам.

 ***

 ...Когда Бог утешает, то хотя бы тысячи горестей с тобой случились, все победишь, потому что Бог всегда награждает труды с преизбытком.

 ***

 ...Бог Своими дарами не предваряет наших желаний, но когда мы начнем, когда обнаружим желание, тогда и Он подает нам многие способы к спасению.

 ***

 ...Когда Он <Бог> видит, что Его верные терпят притеснения, Он не спешит со Своею помощию, чтобы дать людям возможность благодеяниями притесняемым устроять свое спасение.

 ***

 ...Бог везде неразлучен с любящими Его; содержатся ли они в темнице, находятся ли в изгнании, или в бездне моря, заключены ли в яме, или где бы то ни было подвергаются опасности, Бог не оставляет их, содействуя им, и укрепляя их, и облегчая их труды.

 ***

 ...Будем всячески стараться о том, чтобы снискать себе небесную помощь, чтобы не испытать и настоящих горестей, и сподобиться будущих благ...

 ***

 Кто помнит Бога, у того в сердце гнездятся все блага радости; там источник, изобилующий благами, там мед, и сот, и зажженный светильник, там в сокровении сокровищница Святой Троицы. Отец, и Сын, и Святый Дух приходят и у него жительствуют; и он уже не оглашаемый человек, а богоносимый ангел.

 ***

 ...Ни тело, ни душа сами по себе, если не получат помощи свыше, не в состоянии совершить ничего великого и доблестного.

 ***

 Доколе находимся в руке Божией, никто не может похитить нас, потому что она крепка. Когда же ниспадем из руки Его и лишимся Его помощи, тогда мы погибли, доступны всем на расхищение, всем на попрание...

 ***

 ...Мы нуждаемся в помощи Божией, как бы в некотором ветре, чтобы наш парус, точно каким сильным дуновением, подвигаем был к любви Божией.

 ***

 ...Нам следует наперед избирать доброе, и когда мы изберем, тогда и Он <Бог> оказывает Свое содействие.

 ***

 ...Если мы будем всегда созерцать Бога умом, если будем постоянно помнить о Нем, то для нас все окажется легким, все сносным, все мы будем переносить удобно и станем выше всего.

 ***

 ...Если ты придешь поклониться Богу и примешь участие в здешнем (церковном) занятии, то более легкими станут для тебя и предстоящие (житейские) дела.

 ***

 ...Когда Бог находится с нами и защищает нас, все печали исчезают...

 ***

 ...Никакая сила не превозможет того, кто огражден высшею помощию, и нет никого слабее, чем тот, кто лишен ее, хотя бы он был окружен тысячами войск.

 ***

 Бог постоянно ожидает, не позовет ли Его кто-нибудь из Его слуг, и никогда не оставит без ответа, если Его позовут, как должно.

 ***

 Бог есть ревнитель и особенно гневается, когда мы не обращаемся к Его помощи, (поэтому) приводит в такое положение, которое вынуждает нас искать Его помощи.

 ***

 Верх всех благ и венец блаженства — быть в состоянии величаться помощью Божиею.

 ***

 Размышляя об этом, возлюбленные, и представляя себе человеколюбие нашего Господа, не будем нерадимы, но прежде всего и более всего позаботимся о самих себе, очистим скверну греховную, и затем уже обратимся к ходатайству святых. Впрочем, если мы захотим трезвиться и бодрствовать, то и собственные наши молитвы о себе принесут нам величайшую пользу. Человеколюбив Господь наш и не столько внемлет, когда другие молят Его о нас, сколько, когда мы сами [молим о себе]. Обрати внимание на величие благости Его. Он видит, что мы пали, подверглись бесчестью, не имеем никакого дерзновения (перед Ним); но когда мы хотя немного восстаем и решаемся прибегнуть к богатству человеколюбия Его, Он тотчас внемлет прошениям нашим, простирает руку Свою к нам, долу поверженным, поднимает падших и взывает: разве, упав, не встают (Иер. 8:4)?

 ***

 Kогда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и Божию помощь. Для того именно, чтобы мы не ленились и не оставались в бездействии, (Бог) хочет, чтобы и мы привносили что-нибудь от себя, а затем и Он являет Свое содействие. Не все бывает от помощи свыше, а нужно привнести что-нибудь и нам; и не требует от нас всего (Бог), зная крайнюю немощь нашу, а следуя Своему человеколюбию и желая иметь какой-либо повод к тому, чтобы показать Свою щедрость, Он ожидает посильных трудов и с нашей стороны.

 ***

 Kогда мы пользуемся попечением свыше, то не только можем избегать наветов злых людей, но если и лютые звери нападут на нас, мы не подвергнемся никакой беде. Владыка всяческих по преизбыточеству силы Своей изменяет и естество зверей и влагает в них кротость овечью, не отнимая у них природной лютости, но, оставляя при той же природе, заставляет проявлять свойства овец. И это можно видеть не на одних только зверях, но даже и на стихиях. Kогда Он хочет, то и самые стихии забывают свойственную им силу, и огонь не обнаруживает свойств огня. Всякий может убедиться в этом из примера трех отроков и Даниила. Даниил, окруженный львами, не потерпел никакого вреда, находясь как бы среди овец, потому что вышняя сила удерживала свирепость первых. А что они действительно остались зверями, не проявляя только своих зверских свойств, это на самом деле узнали те, которые были свирепее бессловесных зверей. И это было для большего обличения последних, потому что они, будучи почтены разумом, превзошли, однако, жестокостью и неразумных зверей. И они узнали на деле, что по действию Промысла Божиего и лютые звери убоялись праведника и не дерзнули коснуться тела его, а сами они хотели поступить с ним хуже, чем звери. А чтобы они не сочли такого явления только каким-либо призраком, пример вслед затем брошенных в ров уверил их, что только в отношении к праведнику они обнаружили кротость овец и забыли свою природу, а над брошенными после того показали свойства лютости. Подобное же произошло и в печи огненной. Стихия эта устрашилась тех, которые были в печи, среди огня, и не оказала над ними обыкновенных действий огня: сила ее, будучи как бы связана, невредимыми сохранила тела этих отроков, не коснулась даже волос их, как будто чье-либо повеление воспрепятствовало стихии обнаружить свойственное действие, а между тем находившихся вне печи она истребила, в том и другом проявляя величие силы Божией: как в том, что бывшие внутри печи остались невредимыми, так и в том, что находившиеся вне ее погибли. Так, когда мы пользуемся благоволением свыше, то не только избавляемся от наветов людей, враждующих против нас, но если подвергнемся нападению и самых зверей — и тогда не потерпим никакого вреда, потому что рука Божия могущественнее всего, она отовсюду ограждает нашу безопасность и делает нас необоримыми.

 ***

 Для избавления от окружающих меня зол для меня достаточно призвать Бога. Почему же мы часто призываем и не избавляемся от бедствий? Потому, что не призываем так, как должно призывать. А что Бог всегда готов подавать, об этом послушай, как Он сам говорит в Евангелии: есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:9-11). Видишь ли, какова Его благость, когда наша в сравнении с нею оказывается лукавством? Если же таков наш Господь, то будем всегда прибегать к Нему, и Его одного призывать в помощники, и найдем Его готовым спасать нас. Если потерпевшие кораблекрушение и несущиеся на досках, призывая людей, находящихся вдали, немедленно располагают их к человеколюбию, хотя не имеют с ними ничего общего, но стали известны им только по случившемуся несчастью, то тем более Бог человеколюбивый и по существу своему благий избавит находящихся в несчастии, если только они захотят прибегнуть к Нему и искренно призвать Его, оставив надежды человеческие. Поэтому, когда ты подвергнешься какому-нибудь неожиданному бедствию, не падай духом, но тотчас восстань и прибегни к безмятежной пристани, несокрушимой защите, к помощи Божией. Он для того попустил тебе подвергнуться бедствию, чтобы ты призвал Его. Но многие тогда особенно и падают и теряют бывшее у них благочестие, между тем как следовало бы поступать напротив. Он весьма любит нас, потому и попускает нам подвергаться скорбям, чтобы мы искреннее прилеплялись к Нему. Kак матери, устрашая непослушных детей различными страшилищами, заставляют их прибегать к своим недрам и делают это не с тем, чтобы огорчать их, но чтобы привязать их к себе, так и Бог, всегда желая привязать нас к Себе, как сильно любящий или больше всякого любящего, попускает тебе впадать в такие нужды, чтобы ты постоянно упражнялся в молитве, постоянно призывал Его и, оставив все прочее, помышлял об Нем.

 ***

 Бог может и из безвыходных обстоятельств доставить выход. Потому и говорит Премудрый: от утра до вечера изменяется время, и все скоротечно пред Господом (Сир. 18:26). Не видишь ли, как вельможа остался голодным при изобилии (см. 4 Цар. 7)? Не видишь ли, как вдова имела довольство во время голода (см. 3 Цар. 17)? Kогда обстоятельства твои делаются затруднительными, тогда особенно и надейся. Тогда особенно Бог являет силу Свою; не вначале, но когда человеческие средства окажутся безнадежными. Тогда — время божественной помощи. Потому и отроков Он избавил не вначале, но после их пребывания в пещи; и Даниила избавил не прежде, чем он был ввержен, но по истечении семи дней. Итак, смотри не на свойство обстоятельств, приводящих в отчаяние, а на силу Божию, которая и безнадежному сообщает благие надежды.