Печаль

***

 ...Печаль, пока скопляется внутри, помрачает наш ум, а когда разрешится словами молитвы и соединенными с нею слезами и выйдет изнутри вон, то оставляет в душе великую ясность, так как в душу молящегося входит, как некоторый луч, помощь Божия.

 ***

 Для того и печаль, чтобы мы пользовались ею к уничтожению наших грехов, а не для того, чтобы скорбели о потере имущества, о смерти или о чем-либо другом тому подобном.

 ***

 ...Если мы переменимся, попечемся сколько-нибудь о своей душе и отстанем от греха, то не будет нам ничего неприятного и печального.

 ***

 Печаль есть рана души, и должно непрестанно лечить ее словами утешения. И не так смягчают телесную опухоль теплые воды, как унимают боль души слова утешения.

 ***

 ...Как корни дерев сами горьки, а плоды приносят нам весьма приятные, так и печаль о Боге принесет нам великую радость. Кто только часто молился со скорбью и проливал слезы, те знают, какую получили они радость, как очищали совесть, как восставали с благою надеждою.

 ***

 Постараемся же иметь попечение о своей душе, и никакая нечаянность не в состоянии будет опечалить нас.

 ***

 Как ладья тонет, когда море воздымается и волны восстают со всех сторон, так и душа, когда отовсюду обнимает ее печаль, скоро гибнет, если никто не подаст ей помощи.

 ***

 ...Спасительная печаль о грехах от неумеренности становится гибельною... <Дьявол> смутил Иуду, омрачил чрезмерностью печали, гнал, преследовал, пока не довел до петли, пока не вывел из настоящей жизни и не лишил намерения покаяться.

 ***

 Прекрасна печаль в душах искренно кающихся...

 ***

 Как червь, рождаясь из дерева, губит самое дерево, так и печаль, рожденная грехом, истребляет грех, когда сопровождается покаянием.

 ***

 Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать.

 ***

 Печали, каковы бы они ни были, причиняются людьми и отображают ничтожность тех, кем они наносятся...

 ***

 ...Ничто не может быть столь полезным врачевством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы.

 ***

 Почему же она <печаль мирская> производит смерть? Потому, что чрезмерная печаль обыкновенно доводит или до сомнения, или до пагубного богохульства.

 ***

 Не будь нечувствителен и неблагодарен; никому не возможно быть всегда в скорбях; этого не перенесет природа (человеческая). Но так как мы всегда желаем быть и радости, то и думаем, что всегда находимся в печали. Кроме того, так как радостное и приятное мы скоро забываем, а печальное всегда помним, то и говорим, что всегда находимся в печалях.

 ***

 Если же один более радуется, а другой более скорбит, то происходит это от самого человека, который скорбит но малодушию, а не от природы вещей. Если же хотим всегда радоваться, то много имеем к тому случаев. Если утвердимся в добродетели, то ничто уже нас не будет печалить: добрые надежды внушает она тем, кто приобрел ее, делает их угодными Богу и почтенными пред людьми и дает им неизреченную отраду.

 ***

 ...Когда мы предаемся излишней скорби об умершем, тогда и Бога оскорбляем, и не доставляем пользы ни себе, ни отшедшему; а когда поступаем напротив — и Богу благоугождаем, и приобретаем доброе мнение у людей. Если мы и сами не будем падать духом, в таком случае (Бог) скоро уничтожает и остаток скорби; а если будем сильно огорчаться, Он предоставляет нас во власть печали.

 ***

 Помрачая зрение души, печаль <об умерших> не только не позволяет ей видеть ничего должного, но и причиняет великий вред.

 ***

 ...Как возможно, скажешь, не печалиться тому, кто по терял сына, или дочь, или жену? Я не говорю не печалиться, но — не печалиться без меры. В самом деле, если мм помыслим, что их взял Бог, что муж и сын были у нас смертные, то скоро получим утешение.

 ***

 Скорбеть здесь — значит требовать чего-то вышеестественного. Если ты родился человеком и смертным, то зачем скорбишь о том, что совершилось сообразно с природой?.. Печалься лучше о грехах: это — хорошая печаль. это — величайшее любомудрие.

 ***

 Велика сила печали, и много нам нужно мужества, чтобы с твердостью противостоять этой душевной болезни и, извлекая из нее пользу, — так как в ней есть нечто полезное, — избегать всего излишнего.

 ***

 ...Что тяжелее печали? Но когда она бывает печалью по Боге, то является гораздо лучше мирской радости; эта последняя обращается в ничто, а та — покаяние во спасение нераскаянно соделывает.

 ***

 В ней скорбят ко вреду и после сильной скорби осуждают себя же, а это и служит сильнейшим доказательством того, что скорбящие ею только вредят себе.

 ***

 Кто до такой степени рад терпеть зло, что платит причинившему его даже благодеяниями, тот как может уже печалиться?

 ***

 Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь (Пс. 120:7). Тот, Kто не попускает тебе подвергаться даже малым неприятностям и до такой степени простирает Свое попечение и промышление, конечно, еще более защитит тебя от всего другого. Великая печаль отступает и проходит от мановения Божия, чего у людей не может быть. Человек часто от одного зла избавил, а от другого — не мог или и мог, но не хотел; а всемогущая и всесильная десница Божия, какое бы ни случилось бедствие, может прекратить его, может избавить и освободить тебя от всего. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек (Пс. 120:8).

 ***

 Не будь нечувствителен и неблагодарен; никому не возможно быть всегда в скорбях; этого не перенесет природа [человеческая]. Но так как мы всегда желаем быть в радости, то и думаем, что всегда находимся в печали. Kроме того, так как радостное и приятное мы скоро забываем, а печальное всегда помним, то и говорим, что всегда находимся в печалях. Человеку по природе его невозможно быть всегда в печали.

 ***

 Велика сила печали, и много нам нужно мужества, чтобы с твердостью противостоять этой душевной болезни и, извлекая из ней пользу — так как и в ней есть нечто полезное, — избегать всего излишнего. Именно, только тогда хорошо печалиться, когда мы или другие грешим; а когда мы впадаем в обыкновенные человеческие несчастья, тогда печаль бесполезна.