Педагогика

***

...Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия.

 ***

 Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.

 ***

 ...Хотя бы у нас все наше было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.

 ***

 <Бог> не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал.

 ***

 ...Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душой. О таких отцах я сказал бы... что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти то и другую вместе ввергают в огонь геенский...

 ***

 Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратим, душу, потому что ничего равного ей нет у нас.

 ***

 <Родители> будут наказаны не только за свои грехи, но и за влияние на детей, успевают ли они довести их до падения, или нет.

 ***

 <Надо> не тогда внушать молодым людям страх <Божий>, когда они сделаются мужами, но наставлять и направлять их в детстве; тогда и впоследствии не было бы нужды в угрозах.

 ***

 Самое лучшее учение не то, когда, допустив наперед порокам одержать верх, потом стараются изгнать их, но то, когда употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступной для них.

 ***

 ...Станем искать Царствия Божия, тогда и детей увидим везде почтенными, и сами прославимся с ними...

 ***

 Не можем мы обмануть вместе с людьми и Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и везде возлагает на нас ответственность за спасение детей.

 ***

 ...Оставив всякие отговорки, постараемся быть отцами доблестных детей, строителями Христоносных храмов, попечителями небесных ратоборцев, намащая и возбуждал их, и всячески содействовать их пользе, чтобы и нам быть соучастниками их венцов.

 ***

 Это и расстраивает всю вселенную, — то, что мы нерадим о собственных своих детях, заботимся об их приобретении, и душою их пренебрегаем, допуская крайнее безумное дело.

 ***

 Недостаточно только сказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом <Божиим>, чтобы пресечь легкомыслие юности.

 ***

 ...При жизни и при смерти будем говорить своим детям и убеждать их, что великое богатство, непогрешимое наследство, и беспечальное сокровище ее страх Божий, и будем стремиться оставлять им не деньги гибнущие, но благочестие пребывающее и неиждиваемое.

 ***

 ...Помышляй, что у тебя в доме золотые статуи — детей каждый день настраивай и осматривай их тщательно всеми мерами упорядочивай и образовывай их душу.

 ***

 Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он тоже своего собственного сына; а этот — своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни все пойдет вперед получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках.

 ***

 ...Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставить его детям; будем научать их добродетели испрашивать им благословение от Бога; вот это, имен это — величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все большее богатство.

 ***

 Будем... так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто.

 ***

 Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание.

 ***

 ...Не столько вреда терпишь ты от болезней и трудов (рождения), сколько получаешь, если хочешь, пользы от воспитания детей, находя в нем повод к добрым делам.

 ***

 ...Если рождаемые тобой дети получают надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание.

 ***

 Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их.

 ***

 <Детский> возраст нежный — он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым.

 ***

 <Необходимо>... не всегда носить детей на руках, чтобы это не обратилось им в привычку и они не сделались слабыми. Потому-то дети, воспитывающиеся на глазах родителей, бывают слабее, так как неблаговременная и не умеренная нежность вредит их здоровью.

 ***

 С самого первого возраста ограждайте детей духовным оружием и научайте их запечатлевать рукой чело, и прежде, нежели они будут в состоянии делать это своей рукой, вы сами изображайте на них крест.

 ***

 Укоризна хотя и сама по себе может тронуть, но имеет еще большую силу, когда соединяется с похвалой исправным.

 ***

 ...Способность исправлять кротостью согрешающих есть дар духовный.

 ***

 Честь отцов зависит от благопристойности сыновей, или лучше, венцы сыновей украшаются хорошею славою отцов.

 ***

 Ужели вовсе не нужно прибегать к наказаниям? Я этого не говорю: нужно, но только не беспрестанно, не без меры, не из желания выместить на других свою досаду... но лишь тогда, когда вредят своей душе. Если ты по этому побуждению взыскиваешь <с провинившихся>, то все будут хвалить тебя и никто не осудит.

 ***

 Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним.

 ***

 Не так полезно образовать сына, преподавая ему искусство и внешнее знание, посредством которых он станет приобретать деньги, как научить его искусству презирать деньги.

 ***

 ...Старайся, чтобы научить его <сына> презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.

 ***

 ...Бог даровал вам <женщинам>... средство спасения, именно — воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами через себя, но и через других.

 ***

 Тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего должен быть расположен к учителю; если же этого предварительно не устроено, то не может произойти ничего надлежащего или полезного...

 ***

 ...Сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть можно было легче; вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми.

 ***

 Кто небрежен к своим детям, тог, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех.

 ***

 Подобно тому как кто-нибудь не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так и родители — в грехах детей.

 ***

 Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти последние опять научат своих; продолжаясь таким образом вплоть до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.

 ***

 ...Подобно тому как, если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, ты набрасываешь на уста ее узду, с силой поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что, правда, составляет наказание, но ведь наказание это — мать спасения, так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают; связывай грешника... чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим.

 ***

 ...Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души.

 ***

 ...Неслучайное приобретение — дети, за спасение их мы отвечаем.