Нечестие

...Язва, занесенная нечестивцами, угрожает истребить во многих даже самое понятие о Промысле Божием... Откуда, скажи мне, так много речей о судьбе? Отчего многие приписывают все происходящее неразумному течению звезд? Почему некоторые предпочитают счастье и случай? Отчего думают, что все делается без причины и без цели? От тех ли, которые живут скромно и воздержно, или от тех <нечестивцев>, о которых... <говорят>, будто они поддерживают общественную жизнь...

 Бог управляет вселенною и теперь, но многие не видят этого вследствие смятения и неустройства в делах, которое эти люди производят больше всех, так что не только извращают общественную жизнь, но вредят и благочестию; и тот не погрешил бы, кто назвал бы общими врагами этих людей, которые живут во вред спасению других, потопляя своими гнусными учениями и нечистою жизнию...

 ***

 Для того-то общий всех Господь и позволил жить вместе и добрым и злым, и благочестивым и нечестивым, чтобы злые получали пользу от добрых, и живущие нечестиво руководились к благочестию.

 ***

 Когда ты увидишь, что человек живет в нечестии, и, однако, наслаждается великим благоденствием и не терпит никакого бедствия; то потому более и пожалей его, что он, подвергшись болезни и самой тяжкой заразе, усиливает болезнь, от веселья и неумеренности делаясь худшим; ибо не наказание есть зло, но грех; он удаляет нас от Бога; а наказание приводит к Богу и прекращает гнев Его.

 ***

 Как слепец часто падает в яму, так и он <нечестивый>, не имея страха Божия пред очами, постоянно проводит жизнь в нечестии, — не так, чтобы то в благочестии, то в нечестии, но постоянно в нечестии, не помнит ни геенны, ни будущего суда, ни воздаяния, но, отвергнув все эти побуждения, как узду, подобно ненагруженному кораблю, предается опасным ветрам и буйным волнам, не имея никого, кто бы управлял его душою.

 ***

 ...Всех... несчастнее человек порочный, погасивший в себе свет страха Божия и отдавшийся в плен нечестию.

 ***

 Нечестивый чужд Богу, и, если даже он не будет ввержен в геенну, от блага он уже устранен во всяком случае.

 ***

 Подобно тому, как не только крадущие, но и те, которые в силах помешать им, но не делают этого, терпят одинаковое наказание, так точно не только нечестивые, но и те, которые могут, но не хотят отвлечь их от нечестия, подвергнутся одному и тому же наказанию.