Ненависть

...Не будем питать ненависти и к тем, которые подвергают нас искушениям, потому что хотя они делают это, имея собственную цель, но общий Владыка попускает это, желал, чтобы мы и чрез это приобретали духовные блага...

 ***

 Такова ненависть: не терпит благодушно счастья других; благоденствие ближнего считает за собственное несчастие и изнывает, смотря на блага ближнего.

 ***

 ...Не будем питать ненависти ни к кому, чтобы и самим заслужить любовь от Бога, — и тогда, хотя бы мы десятью тысячами талантов были должны, Он умилосердится над нами и помилует нас.

 ***

 Если нам повелено любить врагов, а мы ненавидим и любящих нас, то какому подвергнемся наказанию?

 ***

 Велик грех (ненавидеть) и не иметь любви; но еще больше грех, если кто на любовь не отвечает любовью.

 ***

 Ненависть за Бога гораздо лучше любви за Него; когда любят нас для Бога, то мы делаемся должниками Его за такую честь, а когда ненавидят нас, то Он сам делается должником, за которым остается наша награда.

 ***

 Kто любит, тот никогда не может ненавидеть, что бы ни случилось: в этом величайшее благо любви. Таков был Павел; потому он и говорил: не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти (Рим. 11:14), и не переставал надеяться; и Тимофея увещевал так: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2 Тим. 2:24-25). Kак, скажешь, неужели не должно ненавидеть даже врагов и язычников? Должно ненавидеть, но не их, а их учение, не человека, а порочную жизнь и развращенную волю. Человек есть дело Божие, а заблуждение — дело диавола. Потому не смешивай Божиего с диавольским. Иудеи хулили, гнали, оскорбляли Христа и говорили о Нем много злого, но ненавидел ли их Павел, который любил Христа более всех? Нет, напротив, он любил их и делал все для них; то он говорил: желание моего сердца и молитва к Богу о них во спасение (Рим. 10:1); то: я желал бы сам быть отлученным от Христа за них (Рим. 9:3). Так и Иезекииль, видя погибель их, говорил: о, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля? (Иез. 9:8). И Моисей также говорил: прости им грех их (Исх. 32:32). Почему же Давид говорит: Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне (Пс. 138:21-22). Не все в псалмах Давидовых сказано самим Давидом; так, в них говорится: живу у шатров Кидарских (Пс. 119:5); и еще: При реках Вавилона, там сидели мы и плакали (Пс. 136:1), — между тем он сам не видал ни Вавилона, ни селений Kидарских. С другой стороны, от нас [христиан] требуется ныне высшее любомудрие; так, когда ученики просили, чтобы сошел огонь, как во время Илии, то Христос сказал: не знаете, какого вы духа (Лк. 9:55).

 Тогда иудеям заповедано было ненавидеть не только нечестие, но и самих нечестивых, чтобы дружба с ними не послужила им поводом к беззаконию; потому им запрещено было вступать в родственные связи с язычниками и смешиваться с ними, и со всех сторон поставлены были между ними преграды; но теперь, когда [Бог] привел нас к высшему любомудрию и поставил выше подобной опасности, то заповедует входить в общение и беседовать с ними, потому что нам от них нет вреда, а им от нас бывает польза. Что же, скажешь, делать? Должно не ненавидеть, а оказывать милость; ведь, если ты будешь ненавидеть, то как можешь обратить заблуждающегося, как будешь молиться за неверного? А что надобно молиться за него, о том, послушай, как говорит Павел: итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2:1); но тогда не все были верующими, как всякому известно. И далее: за царей и за всех начальствующих (1 Тим. 2:2); но они были нечестивые и беззаконные, как тоже известно. Потом, показывая причину, почему нужно молиться, присовокупляет: ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:3-4). Потому же, когда случится язычнице-жене быть в супружестве с верующим, он не расторгал брака; между тем, что ближе мужа к жене? Будут, — говорит [Писание], — одна плоть (Быт. 2:24), и оттого бывает между ними великая любовь и горячая привязанность. Если мы станем ненавидеть нечестивых и беззаконных, то, простираясь далее, будем ненавидеть и грешников; а идя таким путем, мало-помалу отделимся от большей части братий, или, лучше, от всех, потому что нет никого без греха. Если должно ненавидеть врагов Божиих, то должно ненавидеть не только нечестивых, но и грешников; а в таком случае мы будем хуже зверей, отвращаясь от всех и надмеваясь гордостью, подобно фарисею. Но Павел заповедал не так, — а как? Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1 Фес. 5:14). Kак же, скажешь, он говорит: если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним (2 Фес. 3:14)? Правда, это сказано о братиях; но не просто, а тоже с кротостью; не оставляй без внимания и последующего, прибавь и то, что сказано далее. А именно, сказав: не сообщайтесь, он присовокупил: но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3:15).

 Видишь ли, как он повелевает ненавидеть худое [дело], а не человека? Дело диавола — отторгать нас друг от друга; он сильно старается истребить любовь, чтобы пресечь путь к исправлению и удержать его в заблуждении, а тебя во вражде и таким образом заградить ему путь к спасению. Если врач будет ненавидеть и убегать больного, а больной отвращаться от врача, то может ли больной выздороветь, когда он не будет призывать врача и врач не будет приходить к нему? Почему же, скажи мне, ты отвращаешься и убегаешь от него? Потому ли, что он нечестив? Но потому и надобно приходить и врачевать, чтобы восстановить больного. Хотя бы он страдал неисцельной болезнью, тебе повелено делать свое дело. Иуда также одержим был неисцельной болезнью, но Бог не переставал врачевать его; потому и ты не ослабевай. Хотя бы при всем старании ты не мог освободить его от нечестия, все же ты получишь награду, как бы освободил его, и расположишь его удивляться твоей кротости, и таким образом всячески прославится Бог.