Грех

Если диавол был силен настолько, что низринул тебя с вершины и высоты добродетели до крайностей порока, то гораздо более силен будет Бог опять возвести тебя в прежнюю свободу...

 ***

 Грешить еще свойственно человеку, но коснеть во грехах — это уже не человеческое, а вполне сатанинское дело

 ***

 ...Не столько могут раздражать Его <Бога> соделанные нами однажды грехи, сколько нежелание перемениться.

 ***

 ...Показавшие большую силу во зле покажут такую же и в добре, сознавая, какими долгами они обременили себя...

 ***

 ...Не чувствовать своих беззаконий и грешить без всякой о том скорби есть крайний предел порочности...

 ***

 Многочисленность сообщников в грехах, конечно, не освобождает нас от виновности и наказания.

 ***

 ...Если мы теперь будем совершать грехи одинаковые с подзаконными, то подвергнемся не одинаковым наказаниям, но гораздо тягчайшим, насколько больший мы получили дар, совершеннейшее приняли учение и большею почтены честью.

 ***

 Нам надлежало бы не только убедиться, что у нас множество грехов, но и все грехи свои, малые и великие, начертать на сердце, как в книге, и оплакивать, как недавно совершенные.

 ***

 Кто допустил себя до падения и падением научился смирению, тот скоро, если захочет, восстанет и исправится...

 ***

 ...Мы, если, безмерно согрешая, не терпим никакого зла, должны не восхищаться этим, а сильнее бояться. Если мы здесь не подвергнемся суду Божию, то там со всем миром будем осуждены.

 ***

 Грех есть злой и свирепый зверь, не только выказывающий злость к сослужебным ему существам, но изливающий яд злобы и на славу Господню: вас ради, говорит Господь, имя Мое хулится во языцех (Ис. 52, 5).

 ***

 ...Порочные и живущие во грехах, еще прежде тамошнего наказания, уже и здесь наказываются.

 ***

 Демонами делаются... души живущих во грехах не потому, чтобы переменилось их существо, но потому, что воля их подражает злобе демонов.

 ***

 ...Грех умерщвлять исповедью, слезами, осуждением самих себя, ибо ничто столько не губительно для греха, как его обличение и осуждение, с покаянием и слезами.

 ***

 Как совершенное равнодушие ко грехам пагубно и порождает в нас крайнюю бесчувственность, так непрерывное и чрезмерное сокрушение о них вредно.

 ***

 ...Кроткий и снисходительный человек значительно уменьшает тяжесть грехов, <а> жестокий, суровый и неумолимый много прибавляет к своим грехам.

 ***

 ...Мы боимся смерти, которая есть ничтожная маска, а не боимся греха, который действительно страшен и, подобно огню, пожирает совесть.

 ***

 Как червь и рождается от дерева, и точит дерево, и как моль съедает шерсть, от которой и зарождается, так скорбь и смерть родились от греха и истребляют грех.

 ***

 Грех сам есть величайшее наказание, хотя бы и мы не были наказаны...

 ***

 ...Согрешающий несчастнее всех, хотя и не терпит наказания...

 ***

 ...Если увидишь, что между делающими одинаковые грехи одни борются непрестанно с голодом и бесчисленными бедствиями, а другие упиваются, пресыщаются и роскошествуют, — почитай более блаженными тех, кои терпят бедствия, так как этими бедствиями ослабляется пламя греховной похоти, и эти люди отходят к будущему Суду и к Страшному тому Судилищу с немалым облегчением, и выйдут из него, изгладив понесенными здесь бедствиями многие грехи свои.

 ***

 ...Грех... выдает грешника, когда никто не обличает его, осуждает, когда никто не обвиняет, и делает его боязливым и робким...

 ***

 Не всякий грех несет одинаковое наказание, но от чего легче воздержаться, за то и наказываемся больше.

 ***

 Если ты согрешишь и Бог простит тебе грехи, прими прощение и поблагодари (Бога), но о грехе не забывай — не для того, чтобы тебе мучить себя мыслью (о грехе), но чтобы научить душу не предаваться легкомысленной веселости и не впадать в те же грехи.

 ***

 Кто заржавевшие сосуды станет мыть только водою, тот хоть и много потратит времени, не выведет всей этой нечистоты; но, кто бросит их в горн, тот в краткий срок времени сделает их светлее новых. Так и душа, покрытая ржавчиною греха, не получит никакой пользы, если станет очищать себя и каждый день каяться просто и кое-как; но если повергнет себя в горн страха Божия, то в короткое время смоет с себя всю нечистоту.

 ***

 ...Не бывает диавол виною наших грехов, если только мы захотим быть внимательными... Слабый волею, нерадивый и беспечный (человек) и без диавола падает и низвергается во многие пропасти греха.

 ***

 ...Не так тяжко — грешить, как — после греха обвинять Господа. Постарайся узнать виновника греха — и найдешь, что это не иной кто, как ты, сделавший грех.

 ***

 Худо грешить, но гораздо хуже еще гордиться грехами.

 ***

 ...Отпускаются и грехи, сделанные после крещения, — если мы будем внимательны... Это говорю не для того, чтобы вовлечь вас в беспечность, но чтобы отвлечь от отчаяния...

 ***

 Как люди с отяжелевшею от опьянения головою бродят без цели и без разбора, и случится ли пред ними яма, или стремнина, или что другое, они падают туда от неосмотрительности, — так и стремящиеся ко греху, как бы опьянев, от желания совершить грех, не знают, что делают, не видят ничего — ни настоящего, ни будущего.

 ***

 ...Не отчаивайся из-за грехов: в грехе всего преступнее то, когда остаются в грехе, и в падении всего хуже то, когда лежат по падении.

 ***

 ...Угасим пожар греховный, не изобильною водою, а малыми слезами.

 ***

 ...За грехи насылаются печали, за грехи — беспокойства, за грехи — войны, за грехи — болезни и все тяжкие страдания, какие только с нами ни случаются.

 ***

 Из действий одни суть грехи, а другие не грехи, но бывают причиною грехов: например, смех по природе не есть грех, но он бывает грехом, если простирается чрез меру, потому что от смеха происходит насмешливость, от насмешливости — срамословие, от срамословия — постыдные дела, а за постыдными делами — наказание и мучение.

 ***

 ...Если мы будем остерегаться безразличного, то никогда не впадем в запрещенное.

 ***

 Как огонь, упав в терние, легко истребляет его всецело, так и благодать Духа истребляет грехи людей.

 ***

 ...Память... о грехах укрощает ум, убеждает быть смиренномудрым и чрез смиренномудрие привлекает Божие благоволение.

 ***

 Хоть сам ты и забудешь свои преступления, но Бог никогда не забудет, и представит все (грехи) пред глаза наши, если только мы не предупредим загладить их теперь покаянием и исповедью и тем, что никогда не будем злопамятствовать на ближнего.

 ***

 Ничто не может сделать душу так любомудрою и смиренною, и кроткою, как постоянное памятование о грехах.

 ***

 ...Если уж помнить грехи, то помнить должно только свои: помня собственные грехи, о чужих мы никогда и не подумаем; а коль скоро о тех забудем, эти легко придут нам на мысль.

 ***

 ...Источник и корень, и мать всех зол — грех. Он расслабляет наши тела, он производит болезни.

 ***

 ...Как расслабление есть болезнь тела, так грех — болезнь души, но это, хотя и большее... не видно...

 ***

 Один только грех служит к бесчестию, а его обыкновенно порождает праздность...

 ***

 ...Часто грех, легкий по своему свойству, делается тяжким и непростительным оттого, что согрешающий осуждает другого.

 ***

 ...Кто терзается за свои грехи, тот избавляется от наказания за дела, уже совершенные, и в будущем становится безопаснее посредством этой скорби.

 ***

 Гораздо лучше — вовсе не грешить, но не маловажно для спасения и то, чтобы согрешивший сокрушался, осуждал душу свою и с великим тщанием наказывал совесть свою, такое осуждение есть часть оправдания и конечно ведет к тому, чтобы не грешить.

 ***

 ...Надобно... собственные грехи всегда иметь в памяти, а о чужих никогда не думать. Если мы будем так поступать, то и Бог будет к нам милостив, и на ближних мы перестанем вечно гневаться, и не будем иметь никогда никакого врага...

 ***

 ...Памятование о грехах сокрушает и смиряет душу... это делает <нас> ревностнейшими.

 ***

 Не страшитесь злоумышлений человека сильного, но страшитесь силы греха.

 ***

 Если у тебя нет греха, то пусть угрожают тысячи мечей, — Бог спасет тебя.

 ***

 ...Пришел грех, и все ниспровергнуто; низкопоклонники сделались судьями, льстецы — палачами... кто вчера целовал руку, тот сегодня — враг.

 ***

 ...Не станем думать, что затруднительность времени или обстоятельств, или необходимость и принуждение, или насилие властителей могут служить для нас достаточным оправданием в наших грехах.

 ***

 Таково свойство греха. Прежде, чем он совершен, он опьяняет своего пленника, а когда бывает приведен к исполнению и совершен, тогда приятность его уходит прочь и потухает, а стоит уже один только обвинитель, причем совесть занимает место палача и терзает согрешившего, предъявляет ему крайние наказания и давит его тяжелее всякого свинца.

 ***

 Если будем воздерживаться от малых грехов, то никогда уже не впадем в большие, а с течением времени, при помощи небесной, достигнем и высшей добродетели... и получим вечные блага...

 ***

 Таково зло — грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас и те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение.

 ***

 Нет ничего... хуже греха: пришедши, он не только покрывает нас стыдом, но и делает безумными тех, которые прежде были разумны и исполнены великой мудрости.

 ***

 Страшно... быть уловлену кознями диавола. Тогда душа уже запутывается как бы в сетях, и как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она, предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловония грехов.

 ***

 ...Богу обычно оставлять наши грехи против Него, а за грехи против ближнего строго взыскивать... (см.: 1 Кор. 7, 12—13; Мф. 5, 32).

 ***

 ...Начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле.

 ***

 ...Как явился грех, то и нарушил свободу, и уничижил достоинство, дарованное людям от природы, и ввел рабство, дабы это было постоянным уроком и внушением роду человеческому — убегать рабства греха и стремиться к свободе добродетели.

 ***

 ...В греховных делах наказываемся не за свои только согрешения, но и за то, что соблазняем других.

 ***

 Только те грехи подвергают нас осуждению и наказанию, которые мы совершаем с сознанием, добровольно.

 ***

 Таков грех. Когда он уже совершен на самом деле, тогда и обнаруживает величайшее свое безрассудство.

 ***

 Как все неизлечимые болезни ведут к смерти, но не все болезни одинакового свойства, так и все грехи производят рабство, но не все имеют одинаковое свойство.

 ***

 ...Первые люди ввели грех, а потомки их своими грехами укрепили силу господства.

 ***

 Кто, сделав грех, осуждает его, тот со временем когда-нибудь может исправиться; но кто хвалит грех, тот сам лишает себя врачевства покаяния.

 ***

 У большинства людей домашние бывают врагами по причине <наших> грехов.

 ***

 Если к человеку доброму не может быть близок тот, кто отличается от него своими нравами, то тем более к Богу.

 ***

 ...Грех, еще прежде наказания Божия, сам собою мстит тому, кто совершает его.

 ***

 ...Когда мы грешим, не только самих себя срамим, губим, подвергаем смерти, но и своих врагов, которые поражают нас, являем сильными и могущественными, а кроме того, еще доставляем им радость и веселие. О, какое безумие, какая слепота — врагам своим содействовать против себя самих, оскорбляющим и огорчающим душу нашу доставлять радость и веселие!.

 ***

 Кто имеет страх <греха>, для того ничто, поистине ничто другое не страшно, ни сама смерть, которая  страшнее всего, но только — один грех. Почему? Потому что грех предает человека геенне, подвергает вечным мучениям. С другой стороны, такой страх ведет ко всякой добродетели.

 ***

 Кто боится греха, тот никогда не будет бояться ничего другого, но будет смеяться над благами настоящей жизни и презирать скорби, потому что один только страх греха потрясает душу его.

 ***

 ...Греховный навык производит в душе великое ослепление, делает людей безрассудными и потемняет светлое око ума.

 ***

 ...Кто взят в плен грехом, тот приобрел себе властелина жестокого и беспощадного, принуждающего его к делам самым постыдным. Этот тиран не умеет ни щадить, ни миловать.

 ***

 Грех есть властелин жестокий, дающий нечестивые приказания, подвергающий бесчестию повинующихся ему. Поэтому, увещеваю вас, будем с великою ревностью убегать власти его, будем бороться с ним, никогда не станем мириться с ним, и, освободившись от него, будем пребывать в этой свободе.

 ***

 ...Нет ничего вредного в человеке, кроме одного только греха, и когда уничтожен грех, тогда все легко, удобно, мирно, а когда он существует, тогда во всем подводные камни, бури, кораблекрушения.

 ***

 ...Где память о Боге, там забвение грехов и прекращение зла.

 ***

 Грешить — зло; но еще тягчайшее зло — отпираться по совершении греха. Это в особенности и есть оружие диавола.

 ***

 Грех по свойству своему есть ров, содержащий в себе свирепых зверей и исполненный мрака. Поэтому спустим туда цепь Писаний, приложим старание, и мы скоро восстанем, если упали.

 ***

 Когда добродетель изгоняется грехом, падает вместе с тем и благочестие, существование которого зависит от отсутствия греха.

 ***

 Помни о конце своем, и ты не будешь грешить. Помни всегда о смерти, и твоя мысль не будет испытывать колебаний.

 ***

 У кого взоры обращены ко греху, для тех беззаконие является целью и они как бы вождем своим имеют грех: сначала они допускают его в свое сердце, потом безраздельно вперяют в него очи ума, и так устремляются к беззаконию.

 ***

 ...Кто, впадая в грех, доходит до состояния уныния, малодушия и равнодушия и теряет расположение к заповедям Божиим, тот, конечно, подвергается усыплению.

 ***

 Постоянные нападения греха расслабляют ум и обессиливают борца, следствием чего является так называемое равнодушие; опустившись, душа впадает в сонливость, а сон причиняет смерть.

 ***

 Грех есть не иное что, как только действие против воли Божией....

 ***

 Подобно тому, как брошенная вещь находится вдали от глаз хозяина, так и грешник удален от святого лица Божия...

 ***

 Грехи умножаются вследствие обилия благ и исчезают вследствие скорби и бед.

 ***

 Ничья жизнь так не печальна, так не смешна, так не слаба и шатка, как жизнь того, кто живет во грехах, потому что его жизнь есть как бы пыль ветра, как бы трава и тростник.

 ***

 ...Прошу и умоляю, не будем представлять оправданий во грехах; это — предлог и обольщение, причиняющее вред нам самим.

 ***

 Не столь великое зло — грех, как бесстыдство после греха.

 ***

 Нет, подлинно нет другого такого врачевства для исцеления от грехов, как непрестанное воспоминание о них и постоянное их осуждение.

 ***

 ...Будем несомненно верить и постоянно говорить о ней <геенне>, и тогда мы не скоро станем грешить.

 ***

 ...Грех, овладевши всеми чувствами, подобно вору, тайно проникает в тайники сердца, а затем, проникнув, совершенно обнажает его от залога целомудрия и обкрадывает.

 ***

 Служа греху, мы и всегда должны страшиться, но особенно тогда, когда не претерпеваем никакого несчастья.

 ***

 ...Когда <Бог> долготерпит о всех наших прегрешениях, то тем сохраняет нас для большей казни, если мы пребываем во грехах.

 ***

 ...Если кто согрешил, то нужно чувствовать свой грех и исправляться. Если же этого не будет, то как мы станем умолять Бога и просить отпущения грехов, когда самим себе не даем в них никакого отчета?

 ***

 Никто из живущих на земле, не получив разрешения во грехах, по переходе в будущую жизнь, не может избежать истязаний за них.

 ***

 Кто... имеет великие добродетели, тот удобно может покрыть ими грехи; не имеющий добродетелей, откуда бы ни был поражен стрелою, получает смертельный удар.

 ***

 ...Грех есть самый злой бес. И если его из себя выгонишь, то сделаешь более, нежели те, которые изгоняют тысячи бесов.

 ***

 Если ты хочешь и чудеса совершать, то освободись от грехов — и все тобою будет сделано.

 ***

 Требуй от себя и за малые погрешности строгого отчета, чтобы когда-либо не приблизиться к великим грехам.

 ***

 ...Грех есть главная сила демонская; по причине греха умер Христос, чтобы разрушить его; грехом введена смерть; чрез грех все превращено.

 ***

 Если ты истребил в себе грех, ты подрезал жилы диаволу, стер главу его, разрушил всю его силу, рассыпал воинство, сотворил чудо, всех чудес большее.

 ***

 Какого плача и рыдания достойно то, когда члены Христовы делаются гробом, исполненным нечистоты! <...>

 Ты представляешь гораздо ужаснейшее зрелище: ты носишь всюду душу, умершую от грехов, душу, преданную гниению <...>

 Если бы кто внес мертвеца в царские чертоги и положил его там, тот понес бы жесточайшее наказание. А ты входишь в священную ограду и наполняешь дом Божий таким зловонием: подумай, какому подвергнешься наказанию!

 ***

 ...Безобразие дома состоит не в том, что в нем сосуды лежат в беспорядке, ложе не убрано, стены закопчены дымом, — а в грехах живущих в нем.

 ***

 ...<Диавол> не дает беспечным взглянуть на грех свой прежде, чем они совершат его, чтобы пойманный не раскаялся.

 ***

 Не столько требуют тщания и трудов большие грехи, сколько, напротив, малые и незначительные. Отвращаться первых заставляет самое свойство греха; а малые, по тому самому, что малы, располагают нас к лености и не позволяют мужественно восстать на истребление их. А потому они скоро и делаются великими, если мы спим.

 ***

 ...Всяк, делающий грех, ничем не отличается от людей, упивающихся и беснующихся, в том отношении, что не распознает свойства предметов.

 ***

 Грех есть тьма, и тьма глубокая, и это видно из того, что он совершается безрассудно и тайно.

 ***

 Ничего нет постыднее греха. В этом отношении не так худо в наготе ходить, как во грехах и преступлениях.

 ***

 ...Рабство <греху> есть самое тяжкое; от него может избавить один только Бог, потому что никто другой не может отпускать грехов...

 ***

 От греха не столько получаем мы удовольствия, сколько скорби: тут и совесть вопиет, и посторонние люди осуждают, и Бог прогневляется, и геенна угрожает поглотить нас, и мысли не могут успокоиться.

 ***

 ...Несмотря на то, что (диавол) дает нам... тягостные повеления и в награду за то предлагает геенну, несмотря на то, что он — диавол и враг нашего спасения, все же мы больше слушаем его, чем Христа, хотя Христос — наш Спаситель и Благодетель, и предлагает нам такие заповеди, которые и приятнее, и полезнее, и благотворнее, которые приносят величайшую пользу и нам, и тем, кто с нами живет.

 ***

 ...Грех, пока только еще рождается, бывает несколько стыдлив, но когда совершится, тогда делает бесстыднейшими тех, которые совершают его.

 ***

 Многие грешат подобно содомлянам, но огненный дождь не сходит на них, потому что уготована река огненная.

 ***

 Не так важно изгнать беса, как освободиться от греха. Бес не препятствует достигнуть Царствия Небесного, а еще содействует, — хотя невольно, но содействует, делая одержимого им более любомудрым; а грех удаляет (от Царствия).

 ***

 Не только то зло мы терпим от греха, что грешим, но еще и то, что душа приобретает дурной навык, подобно как бывает с телом... Как одержимый горячкою не только то терпит зло, что находится в болезни, но и то, что после болезни становится слабее, хотя бы он уже и выздоровел от продолжительной болезни, так и по совершении греха, хотя бы мы и исцелели, мы еще имеем нужду в большей силе.

 ***

 От каждого греха, как скоро он сделан и окончен, в душе нашей остается некоторый яд.

 ***

 ...Насколько мы рассудительнее и могущественнее, настолько большему наказанию подвергаемся за грехи.

 ***

 ...Хотя ты грешил и неодинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы: ведь ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным.

 ***

 ...Для грешника нет зла быть наказанным, а напротив, зло — не быть наказанным, подобно <тому> как зло для больного — не лечиться.

 ***

 ...Невозможно видеть, чтобы и тело изнемогало от времени так, как портится и ослабевает душа от множества грехов.

 ***

 ...Каким образом, спросишь, царствует грех? Не собственною силою, но по твоей беспечности.

 ***

 Если до крещения грех произвел телесную смерть, и рана потребовала такого врачевания, что Владыка всяческих принял смерть и таким образом разрушил зло, то чего не произведет грех, овладевши тобою, когда после столь великого дара и свободы ты снова и добровольно склонишься под его иго?.. Не стремись в эту бездну, не предавайся добровольно греху.

 ***

 ...Грехи хуже червей: черви точат тело, а грехи повреждают душу и производят большее зловоние. Но мы не чувствуем этого, а потому и не спешим очистить душу.

 ***

 ...Живущий целомудренно с точностью примечает... зловоние и нечистоту <грехов>, а предавший себя пороку, как бы страдая головою вследствие какого-то опьянения, не чувствует даже и того, что он болен.

 ***

 Пусть диавол и обременил нас грехом, но зато облегчает нас Господь Иисус Христос... чрез покаяние принимая бремя греха на Себя...

 ***

 ...Не делай непрестанно того, что неугодно Богу, только потому, что ты имеешь наготове покаяние, могущее примирить тебя с Ним...

 ***

 Не говори... «Бог милосерд, и, если я согрешу, Он окажет мне сострадание», но подумай о том, что Он милосердует здесь, а там испытует; снисходит здесь, но исследует там; здесь терпеливо ожидает обращения, там же предает огню

 ***

 Грех происходит от того, что люди хотят быть мудрее законов Божиих и не хотят учиться так, как Он заповедал; потому они ничему и не научаются.

 ***

 Грех — это бездна, которая увлекает в глубину и гнетет.

 ***

 ...Ничто так не безрассудно, ничто так не бессмысленно, глупо и нагло, как грех. Куда он ни вторгнется, все низвращает, расстраивает и губит; он безобразен на вид, несносен и отвратителен. Если бы какой живописец захотел изобразить его, то, мне кажется, не погрешил бы, изобразив его в виде женщины звероподобной, варварской, дышащей огнем, безобразной и черной, как внешние (языческие) поэты изображают Сцилл.

 ***

 Грех тысячью рук охватывает наши мысли, вторгается неожиданно и терзает все, подобно псам, кусающим внезапно.

 ***

 Без закона грех был слаб; он был совершаем, но не мог так подвергать осуждению, потому что зло (до закона) хотя существовало, но не обнаруживалось с такою ясностью.

 ***

 Перечти же целительные средства для уврачевания твоих язв <греховных> и прикладывай все их одно за другим непрестанно: самоуничижение, исповедание, непамятозлобие, благодарение за посылаемые на тебя скорби, вспомоществование бедным деньгами и вещами, наконец, непрестанную молитву.

 ***

 ...Как во время сильной стужи все члены цепенеют и замирают, так и душа, оледеневшая от хлада греховного, не может отправлять дел своих, будучи скована, как морозом, совестью.

 ***

 Подобно тому, как грех, овладев человеком, сам живет в нем, направляя душу его по своему желанию, точно так же, если с умерщвлением греха человек делает благоугодное Христу, то такая жизнь является уже не жизнью человека, но живущего в нас, т. е. действующего и управляющего (Христа).

 ***

 ...Греха... нет ни одного, который бы проистекал из необходимости, — все они зависят от испорченной воли. Бог не так создал природу, чтобы необходимо должно было грешить; если бы это было так, тогда не было бы и наказания.

 ***

 Что грехи производят тление, это видно прямо из того, что они делают людей срамными и слабосильными, и причиняют недуги.

 ***

 ...В чем состоит тление тела? Не в том ли, когда все оно разлагается и состав его распадается на части? Так бывает и с душою, когда в ней воцарится грех.

 ***

 Так как не довольно было одного страха для того, чтобы удержать нас в порядке, то (Бог) уготовал и другие средства для отклонения нас от грехов, как то: обличение со стороны людей, страх постановленных законов, любовь к славе, воздействие дружбы. Все это — средства для отклонения от грехов. Часто бывает, что чего не делают для Бога, то самое делают от стыда; чего не делают для Бога, то делают по страху человеческому.

 ***

 ...Нет, решительно нет ни одного греха, которого бы, подобно огню, не истребляла сила любви.

 ***

 Таков грех и такова греховная жизнь! Она не видит существенного, т. е. духовного, небесного, неизменного, а только то, что течет, улетает и скоро нас оставляет.

 ***

 Хотя бы грехи наши против Бога были те же самые, какие и против людей, но они не одинаковы, а сколько различия между Богом и человеком, столько же между теми и другими грехами.

 ***

 ...Прости оскорбившему, подай милостыню нуждающемуся, смири свою душу, — и, хотя бы ты был величайшим грешником, ты можешь достигнуть Царствия (Небесного), очищая таким образом грехи и омывая нечистоты.

 ***

 ...Как свиньи смотрят вниз, наклонившись к брюху и валяясь в грязи, так и многие из людей остаются нечувствительными, оскверняя себя гнуснейшею грязью. В самом деле, лучше замараться отвратительною грязью, нежели грехами, потому что замаравшийся грязью скоро может омыться и сделаться подобным тому, кто никогда не попадал в эту нечистоту, а впавший в ров греха получает осквернение, которое не смывается водою, но требует продолжительного времени, искреннего раскаяния, слез, рыданий, плача гораздо большего и сильнейшего, нежели какой бывает при (потере) самых близких сердцу. Грязь пристает к нам отвне, потому мы скоро и очищаем ее, а нечистота греха рождается внутри, потому мы с трудом уничтожаем ее и очищаемся.

 ***

 ...Зараза, как скоро появляется, тотчас причиняет вред телам. Таков и грех. . только повреждает не воздух наперед и потом тела, но прямо вторгается в душу.

 ***

 ...Грех скоро поражает мыслительную способность и не оставляет в покое самую душу, но тревожит ее и мучит.

 ***

 Если тот, кто не скорбит о грехах других людей, достоин осуждения, то может ли удостоиться прощения тот, кто не скорбит о своих собственных грехах.

 ***

 Кающемуся не должно никогда предавать забвению грехи свои, но молить Бога, чтобы Он не вспоминал о них, а самому никогда о них не забывать: если мы будем о них помнить, то Бог забудет их.

 ***

 Грех исповеданный становится меньше, а не исповеданный — больше.

 ***

 Великое благо — сознавать грехи и постоянно помнить о них; ничто так не исцеляет от греховных навыков, как постоянное памятование (о грехах); ничто так не делает человека медлительным к совершению зла. Знаю, что совесть уклоняется и не любит мучиться воспоминанием о грехах; но ты делай душе принуждение и налагай на нее узду; она свирепствует, как необузданный конь и не хочет убедиться, что она согрешила. Но все это — сатанинское дело. А мы будем убеждать ее, что она согрешила, чтобы она покаялась и, покаявшись, избавилась от наказаний.

 ***

 Если ты будешь постоянно содержать в памяти грехи свои, то никогда не будешь помнить зла ближнему, — не говорю: если ты будешь только сознавать, что ты грешник, это не столько может смирить душу, сколько самые грехи, исчисляемые порознь. Постоянно имея их в памяти, ты не станешь ни помнить зла, ни гневаться, ни злословить, ни надмеваться, ни впадать снова в те же грехи, и сделаешься более крепким к совершению добрых дел <...>

 Лучше... <душе> теперь пострадать от памятования о грехах, нежели в то время от наказания за них. Ныне, если ты будешь помнить о них, постоянно исповедовать их пред Богом и молиться об их (прощении), то скорее истребишь их. Если же забудешь их ныне, то поневоле вспомнишь о них тогда, когда они будут обнаружены пред целою вселенною и объявлены пред всеми — и друзьями, и врагами, и Ангелами.

 ***

 ...Грех — пища смерти....

 ***

 ...Когда согрешает человек, негодует небо, негодует и земля (см.: Иер. 2, 12)...

 ***

 Какое оправдание и прощение будем иметь мы, когда, нисколько не помышляя о своих грехах, так старательно выведываем и расследуем чужие?

 ***

 Душа, раз вступившая в союз с грехом и ставшая бесчувственной, дает возможность недугу весьма усиливаться.

 ***

 ...Как люди, пренебрегающие телесными ранами, причиняют гнойные лихорадочные воспаления и смерть, так и те, которые не обращают внимания на малые грехи души, дозволяют образоваться большим.

 ***

 ...Не так Бог отвращается обычно от согрешающих, как от тех, кто не сокрушается после греха.

 ***

 ...<Тайные грехи> — столь великий твой срам, столь великие прегрешения можно омыть снисхождением к ближнему.

 ***

 ...Если ты, греша, не скорбишь, не почитай поэтому грех маловажным, но поэтому-то самому особенно и стенай, что ты не чувствуешь скорби о грехах. Не оттого ведь происходит это, что грех не уязвляет, а оттого что согрешающая душа бесчувственна.

 ***

 Для того даны крылья птицам, чтобы избегать сетей; для того дан разум людям, чтобы они избегали грехов.

 ***

 ...Грехи, которые могут быть легко исправлены, навлекают на нас большее наказание...

 ***

 Грех — это рана; покаяние — лекарство. В грехе — стыд, в грехе — позор; в покаянии — дерзновение, в покаянии — свобода, в покаянии — очищение от греха... За грехом следует стыд; спутником покаяния является свобода. Но сатана извратил порядок и соединил свободу с грехом, а стыд — с покаянием.

 ***

 Печаль о грехах спасительна, но она приносит гибель, если она неумеренная.

 ***

 Вся тварь исполнена печали; если произведешь тщательное исследование всего, то в каждом творении найдешь стенание. Прежде всего поднимается стон людей, несущих тяжкие последствия порчи.

 Вместе с людьми стонет и земля, получившая из-за нас проклятие. Плачет море, созданное Богом сначала прекрасным, а после греха сделавшееся гробом для многих. Печальный вид имеет и солнце, освещая тех, которые не видят его Создателя. Стонут звезды с луною, потому что они, показывая согласным своим движением Творца этого согласия, не убеждают (в этом людей). Не остается без стенания и домашний скот, который... мучается в неумолимом рабстве нам...

 ***

 Грех — бездна, иди дальше; находящийся вблизи, хотя находился бы в безопасности, боится и трясется.

 ***

 Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками.

 ***

 Величайшее беззаконие — совершать грех на деле и отрицать это на словах.

 ***

 Таков грех. Kогда он уже совершен на самом деле, тогда и обнаруживает величайшее свое безрассудство. Kак пьющий, когда упивается крепким вином, нисколько не чувствует вреда от вина, а уже после самым опытом познает, как оно губительно, так и грех: пока еще не сделан, он помрачает рассудок, и подобно густому облаку затемняет смысл, а потом восстает совесть и сильнее всякого обличителя терзает мысль, обнаруживая гнусность поступка.

 ***

 Грех есть властелин жестокий, дающий нечестивые приказания, подвергающий бесчестию повинующихся ему. Поэтому, увещеваю вас, будем с великой ревностью убегать власти его, будем бороться с ним, никогда не станем мириться с ним и, освободившись от него, будем пребывать в этой свободе. Если иудеи, освободившись от иноплеменников, были утешены, то тем более мы, освободившись от греха, должны радоваться, и восхищаться, и хранить вечно эту радость, а не нарушать и не осквернять ее, снова предаваясь тем же порокам.

 ***

 Не почитай себя безопасным, если не скорбишь о грехах своих; но о том-то особенно и стенай, что не чувствуешь сокрушения о своих беззакониях. Твое спокойствие происходит не оттого, чтобы грех не угрызал, но от бесчувствия души, преданной греху. Представь себе, как терзаются чувствующие тяжесть грехов своих, как горько вопиют они, — горестнее, нежели те, кого режут или жгут! Что делают они, как страдают, сколько проливают слез, сколько испускают стенаний, чтобы освободиться от мучений совести? Этого они не стали бы делать, если бы сильно не страдали душой. Всего лучше совсем не грешить, а если кто согрешил, то нужно чувствовать свой грех и исправляться. Если же этого не будет, то, как мы станем умолять Бога и просить отпущения грехов, когда самим себе не даем в них никакого отчета? Kогда сам ты, согрешивший, не хочешь знать и того, что согрешил, то о прощении каких грехов будешь просить Бога? О тех, которых не знаешь? И как ты можешь познать величие благодеяния? Итак, исповедуй все грехи твои подробно, чтобы узнать, сколь велик долг, который тебе прощается, и, таким образом, возбудишь в себе благодарность к своему Благодетелю. Оскорбив человека, ты упрашиваешь и друзей, и соседей, и самих привратников, тратишь деньги, теряешь много дней, ходя к нему и умоляя о прощении. И, хотя бы оскорбленный отогнал тебя однажды, и в другой раз, и тысячу раз, ты не отстаешь, но тем с большей ревностью усугубляешь свои моления. А, раздражив Бога всяческих, мы небрежем о том, остаемся холодными, роскошествуем, упиваемся и делаем все то, к чему привыкли: когда же мы Его умилостивим?.. Напротив, продолжая так жить, не раздражаем ли Его еще более? И действительно, нераскаянность в грехах гораздо более возбуждает Его гнев и негодование, нежели самый грех. Нам надлежало бы скрыться под землей, не видеть солнца и даже не пользоваться воздухом за то, что, имея столь милостивого Владыку, мы раздражаем Его и, раздражая, даже не раскаиваемся в том. Он и в гневе Своем не только не имеет к нам ненависти и отвращения, но и гневается для того, чтобы хотя бы таким образом привлечь нас к Себе; ведь если бы Он, будучи оскорбляем, воздавал тебе одними благодеяниями, то ты еще более стал бы презирать Его. Чтобы этого не случилось, Он на время отвращает от тебя лицо Свое, чтобы соединить тебя с Собой навеки. Итак, одушевимся надеждой на его человеколюбие, принесем усердное покаяние прежде, нежели настанет день, в который самое покаяние не принесет нам никакой пользы.

 ***

 Если демон мучится, когда его изгонят из тела, то гораздо больше мучится, когда видит душу, освобожденную от греха. Подлинно, грех есть главная сила демонская, по причине греха умер Христос, чтобы разрушить его, грехом введена смерть, чрез грех все превращено. Если ты истребил в себе грех, ты подрезал жилы дьяволу, стер главу его, разрушил всю его силу, рассыпал воинство, сотворил чудо, всех чудес большее.

 ***

 Тяжкое зло — грех, зло и пагуба для души; а слишком усиливаясь, это зло часто касается и тела. Мы остаемся бесчувственными, когда в нас сильно страждет душа, а когда тело получает хотя малое повреждение, то употребляем все усилия, чтобы излечить его от недуга, потому что чувствуем боль. Поэтому-то Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какоенибудь врачевание. Так, у коринфян Павел исправил блудника, удержав болезнь души казнью тела; он прекратил зло, поразив тело, — подобно тому, как хороший врач, если водяная болезнь или боль в печени не уступает внутренним лекарствам, делает прижигания снаружи. Так и Христос поступил с расслабленным. Вот как Он сам выражает это, когда говорит: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14). Чему же мы отсюда научаемся? Во-первых, что болезнь произошла у него от грехов; вовторых, что учение о геенне справедливо; и в-третьих, что наказание в ней будет продолжительно, бесконечно. Где же те, которые говорят: я в один час совершил убийство, я краткое время прелюбодействовал, и неужели буду наказываться вечно? Вот и расслабленный не столько лет грешил, сколько терпел наказание, и почти целую жизнь человеческую провел в непрерывном мучении. Грехи судятся не по времени, а по самому существу преступлений. При этом надобно принять во внимание и то, что, хотя бы мы претерпевали тяжкое наказание за прежние свои грехи, но, если снова впадем в те же пороки, то подвергнемся снова и еще тягчайшему наказанию — и это совершенно справедливо.

 ***

 От греха не столько получаем мы удовольствия, сколько скорби: тут и совесть вопиет, и посторонние люди осуждают, и Бог прогневляется, и геенна угрожает поглотить нас, и мысли не могут успокоиться. Тяжел, поистине тяжел и невыносим грех — тяжелее всякого свинца. Kто сознает его за собою, тот отнюдь не может смотреть прямо, хотя бы был и очень нечувствителен. Так Ахаав — хотя был крайне нечестив, но, почувствовав грех, ходил с поникшею головою, сокрушался и скорбел. Потому-то он и вретище возложил на себя, и проливал источники слез. Если и мы будем это делать, если будем плакать, как Ахаав, и сложим с себя грехи, как Закхей, то и мы получим прощение.

 ***

 Тело, получив хотя малую рану от меча, портится; здание, расщелившись хотя немного, разрушается; и ветвь, отломившись от корня хотя немного, делается негодной. Таким образом, это малое есть уже не малое, но почти все. Потому, когда мы погрешим в чем-нибудь малом или почувствуем леность, не будем презирать этого малого, потому что, будучи оставлено в небрежении, оно скоро сделается великим. Так, одежда, если начнет раздираться и будет оставлена в небрежении, вся раздирается; и кровля, если обнажится от нескольких черепиц и будет оставлена в небрежении, разрушает весь дом. Итак, представляя себе это, никогда не будем пренебрегать малыми грехами, чтобы не впасть в великие; если же по небрежению впадем даже в бездну зол, то и тогда не будем отчаиваться, чтобы не потерять ясности ума. Оттуда уже не легко выйти тому, кто не бодрствует над собою тщательно, не только по причине глубины этой бездны, но и по самому положению. Грех — это бездна, которая увлекает в глубину и гнетет. Kак упавшие в колодезь не скоро могут выйти оттуда и имеют нужду в других, которые бы вытащили их, так точно и тот, кто впал в глубину грехов. Спустим же к ним вервие и извлечем их оттуда; или лучше сказать, не в других только здесь нужда, но и в нас самих, чтобы и сами мы препоясали себя и поднялись не настолько, насколько ниспали, но, если хотим, и гораздо выше. Сам Бог — помощник, потому что Он не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив (Иез. 18:23). Итак, никто не отчаивайся, никто не подвергайся этой болезни нечестивых, которым этот грех свойствен: когда достигнет, сказано, нечестивый до глубины зол, нерадит.

 ***

 Ничто так не безрассудно, ничто так не бессмысленно, глупо и нагло, как грех. Kуда он ни вторгнется, все низвращает, расстраивает и губит; он безобразен на вид, несносен и отвратителен. Если бы какой живописец захотел изобразить его, то, мне кажется, не погрешил бы, изобразив его в виде женщины звероподобной, варварской, дышащей огнем, безобразной и черной, как внешние [языческие] поэты изображают Сцилл.