Богородица

Если бы Ты (Богородица) познала мужа, то не удостоилась бы послужить этому делу (Боговоплощения)... не потому, что брак был зло, но потому, что девство лучше; а пришествию Господа следовало быть торжественнее нашего, потому 410 оно — царское, царь же входит путем торжественнейшим. Ему надлежало и приобщиться рождению, и отличаться от нашего. Потому и устрояется то и другое: родиться из чрева — это общее с нами, а родиться без брака — это выше того, что бывает с нами; быть зачатым и носимым во чреве — это свойственно человеческой природе; а произойти зачатию без совокупления — это превосходнее человеческой природы.

 ***

 ...Дева <т. е. Ева> изгнала нас из рая, чрез Деву <Богородицу> мы обрели вечную жизнь; чем осуждены, тем и увенчаны.

 ***

 (Христос) вышел из утробы, и утроба осталась девственной, потому что Тот, Кто без семени устроил Себе в Деве одушевленный храм, Сам и сохранил, как Бог, утробу целою.

 ***

 ...Дух Святый в чистом зеркале, в непорочном теле Девы засиял, образовал совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовною и святою силою подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в Ней зародыш, как бы какую ткань, для спасения людей.