Бедствия

Не будем же падать духом, когда постигают нас бедствия. Kаковы бы они ни были, они — поток и мимолетное облако; какую бы ты ни назвал скорбь, она имеет конец; на какое бы ни указал бедствие, оно имеет предел. А если бы они не имели конца, то не достало бы нашего естества. Но, скажешь, они увлекают многих? Не по собственной стремительности, а потому, что увлекаемые сами беспечны и легко претыкаются. Поэтому, чтобы нам не быть увлекаемыми и идти по самой глубине этого потока, будем осматривать местность его и держаться священного якоря, чтобы не потерпеть кораблекрушения. Так и поток воды до времени бывает страшен, а потом безмерно понижается.

 ***

 Kогда видишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся. Бог попускает им быть для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна. Тогда все лишнее отсекается, тогда все житейское забывается, тогда человек делается более ревностным в молитве, более усердным к милостыне и к презрению чрева, и всякая страсть легче побеждается, обращаясь в бегство от скорби. Так и в начале Бог подверг нас трудам и скорбям, желая не наказать нас, хотя изрек приговор в виде наказания, но вразумить нас и сделать лучшими. Если и теперь, когда окружают нас скорби и жизнь исполнена трудов, господствует такое нечестие, то до чего не дошло бы зло, если бы их не было? И удивительно ли, что скорбь служит благом для души, если она — благо и для тела? Пресыщать тело наслаждениями вредно. Так и бедствия, когда окружают нас со всех сторон, заставляют быть бдительными; и если мы внимательны, то не терпим от них никакого вреда. Потому и говорит некто: знай, что ты посреди сетей идешь и по зубцам городских стен проходишь (Сир. 9:18). И Псалмопевец [пророк Давид] говорит: стези мои: на пути сем, по которому я ходил, скрыли сеть мне (Пс. 141:3). Если кто примет эти слова в переносном смысле, то уразумеет, что так поступает диавол, не издали строя козни, но скрывая их близко. Вот почему с нашей стороны и требуется великая бдительность. Он скрывает свою сеть, в милостыне — тщеславие, в посте — гордость, скрывает не на других путях, но на тех самых, по которым мы ходим, что особенно тяжело.

 ***

 Kогда Бог намеревается совершить что-нибудь необыкновенное, то Он не вдруг совершает чудо, но сначала попускает тем, к которым оно относится, чувствовать бедствия, чтобы по избавлении от бедствий они не оказались неблагодарными. Так как многие из людей, частью по гордости, частью по беспечности, забывают бедствия по избавлении от бедствий или, не забывая, приписывают успехи самим себе, то Бог попускает им сначала потрясение от скорбей, а потом освобождает от затруднительных обстоятельств.

 ***

 ...Землетрясение, как глашатай, предвозвещающий всем гнев Божий, предварительно произошло, чтобы мы, от страха сделавшись лучшими, отклонили от себя наказание на деле.

 ***

 ...Наказание от Бога есть то же, что и лекарство от врача, отсечение и прижигание. Как огонь чрез многократное прикосновение прижигает рану и останавливает ее развитие и как железо отсекает гнилость, причиняя боль, но доставляя пользу, так и голод, и моровые язвы, и все кажущиеся бедствия насылаются на душу вместо железа и огня, чтобы остановить, как это бывает с телами, развитие ее болезней и сделать ее лучшею.

 ***

 Устрашил тебя человек? Прибегни к Вышнему Владыке — и не потерпишь никакого зла. Так избавлялись от бедствий древние, не только мужчины, но и женщины.

 ***

 <Богу> предоставим время прекращения бедствий, а сами будем только молиться, сами будем жить благочестиво, потому что наше дело — обратиться к добродетели, а прекратить бедствия — дело Божие.

 ***

 ...Владыка всех, держа в руке Своей вселенную, потрясает землю <землетрясениями> не для того, чтобы ниспровергнуть ее, но чтобы обратить ко спасению живущих беспорядочно.

 ***

 <Господь>, как Премудрый и Провидящий, не в начале и при первом случае избавляет от бедствий, но когда усилятся все меры врагов и когда делами доказано будет терпение подвижников Его...

 ***

 Если будем в состоянии с благодарностью переносить приключающиеся бедствия, то изгладим немалую часть грехов наших.

 ***

 ...Бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям.

 ***

 Когда ты подвергнешься какому-нибудь неожиданному бедствию, не падай духом, но тотчас восстань и прибегни к безмятежной пристани, несокрушимой защите, к помощи Божией.

 ***

 Он <Бог> для того попустил тебе подвергнуться бедствию, чтобы ты призвал Его. Но многие тогда особенно и падают и теряют бывшее у них благочестие, между тем как следовало бы поступать напротив.

 ***

 Ни бедность, ни болезнь, ни самое главное из всех бедствий — смерть не могут повредить подвергшемуся им, когда спасена душа; равно как и от самой жизни не получишь ничего доброго, когда душа растлилась и погибла.

 ***

 Бог попускает умножаться бедствиям не для того, чтобы потопить нас, но чтобы сделать нас более опытными и яснее показать Свою силу.

 ***

 Праведных бедствия постигают для их исправления и возбуждения их любомудрия, а грешных, как неисцелимо больных, для наказаний и мучения.

 ***

 Бедствия, когда окружают нас со всех сторон, заставляют быть бдительными; и если мы внимательны, то не терпим от них никакого вреда.

 ***

 ...Возлюбленный, когда видишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся. Бог попускает им быть для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна.

 ***

 Хотя бы иной и освободился от всех бедствий и притеснений, тем не менее если он находится вдали от помощи Божией, то это хуже всяких бедствий.

 ***

 Хотя бы мы были окружены, как бы мраком, бедствиями и искушениями и прочим подобным, однако добродетель милостыни в состоянии разогнать весь этот мрак...

 ***

 ...Когда Бог налагает на человека бедствия, то или за грехи, или для упражнения его добродетели в божественных подвигах.

 ***

 Все величайшие бедствия, удручающие всю вселенную, произошли от гордости.

 ***

 Если будешь великодушно переносить постигшее тебя бедствие — от всего избавишься.

 ***

 Мы должны не только не роптать в настоящих бедствиях, но и воздавать Богу величайшую благодарность за них ради благ будущих.

 ***

 Человек духовный, хотя бы нападали на него бесчисленные бедствия, не колеблется и не уловляется ни одним из них... Пусть нападают на него бедность, болезнь, обиды, злословия, клеветы, раны, всякого рода наказания, всякого рода насмешки, поношения и оскорбления; но гак как он живет вне мира и свободен от телесных страстей, то он над всем <этим> будет смеяться.

 ***

 Трезвая и бодрствующая душа показывает свое благородство не только тогда, когда дела идут успешно, но и в случае злоключений воздает одинаковую благодарность Богу, нисколько не ослабевая вследствие перемены обстоятельств.

 ***

 Бог силен прекратить все бедствия, но пока не увидит совершившегося обращения, не прекращает скорбей.

 ***

 Когда ты увидишь, что какой-нибудь праведный муж отличается великими добродетелями и терпит бесчисленные бедствия, не удивляйся, наоборот, нужно было бы удивляться, если бы диавол, получая множество ударов, стал молчать и спокойно переносить раны.

 ***

 Когда случится с тобою какое-нибудь горе, подай скорее милостыню, возблагодари за то, что оно случилось, и ты увидишь, какая найдет на тебя радость.

 ***

 Постигающие нас бедствия мы видим, а тех оскорблений, которые мы ежедневно наносим Господу, не видим, почему и приходим в смущение; между тем если бы мы точно сосчитали наши грехи в течение хотя бы одного дня, то хорошо узнали бы, каких зол достойны мы.

 ***

 Для того диавол и наводит бесчисленные беды, чтобы ввергнуть тебя в бездну <хулы>; и если видит, что ты хулишь Бога, легко умножает и делает более тяжкой твою скорбь, чтобы ты от огорчения потерял терпение; а если видит, что ты переносишь мужественно, и чем более усиливается страдание, тем более благодаришь Бога, то тотчас же отстает, чувствуя, что уже напрасно и бесцельно строит козни.

 ***

 Претерпевая бедствия, будем радоваться, потому что это отплата за грехи.

 ***

 Праведники подвергаются бедствиям для доказательства добродетели и совершенного очищения.